Балетная музыка Чайковского испытала влияние различных художественных явлений, на первый взгляд далеких друг от друга. Истоки балетов Чайковского не только в истории мирового балета, но и в развитии танцевальной стихии в опере, в постепенном увеличении роли танцевальности в драматургии целого.
Робкие попытки симфонизации танца возникали в балетном театре середины XIX века. В этом отношении первых успехов достиг французский балет в творчестве Адана и Делиба.
Высокому расцвету русского балета предшествовал недолгий, но напряженный и сложный путь развития хореографического искусства в России. История профессионального русского балета начинается со второй половины XVIII века, а уже в начале XIX века он переживает пору большого подъема. Деятельность передовых балетмейстеров того времени – Дидло, Вальберха и Глушковского была продиктована стремлением к драматизации балета. Однако в 1830-е годы драматизм, сильные человеческие страсти исчезают из балетного спектакля. Творческие искания уступают место ремесленническому духу постановок. Успех балета теперь решает ослепительная роскошь постановки и виртуозное мастерство исполнителей. В середине XIX века и в период, непосредственно предшествовавший появлению «Лебединого озера», сложными путями подготавливается почва для реформы Чайковского. Крупные музыканты-профессионалы той поры относились к балету как к «низшему» жанру. Музыка Пуни и Минкуса, монополистов в области балета, вызывала неприязнь и насмешки, но ни один из серьезных композиторов и не пытался попробовать себя в этой сфере музыкального искусства. Таково было положение русского балетного театра незадолго до того, как Чайковский приступил к работе над своим первым балетом «Лебединое озеро».