«Мне 82 года. За это время на моей памяти …извощичьи дрожки — гитары, нечто в роде маленькой линейки, на которой мужчины сидели верхом, а дамы боком, превратились в автомобили. Перекладные и дилижансы превратились в железнодорожные пути… Аэростаты, подчиненные силам ветра, подчинили его себе и стали аэропланами, даже бронированными и вооруженными…И весь этот чудовищный материальный прогресс совершился в немногие годы…А нравственный прогресс за это же время привел к чудовищной беспощадной бесконечной войне между самыми цивилизованными народами Европы. Точно человечество задалось целью со страшными затратами и усилиями истребить и уничтожить то, что было им же создано с такими же затратами и усилиями. Доживу ли я до более светлых дней?»— этими словами заканчивал свои «Воспоминания» Кюи. Почти до самых последних дней жизни Цезарь Антонович, хотя и жаловался на усилившуюся физическую слабость, все-таки понемногу музицировал за роялем, один-два раза в день выходил из дома.
В ночь с 12 на 13 марта началась агония, и в 9 часов 30 минут утра Цезарь Антонович скончался. Смерть была вызвана, как установил врач, «кровоизлиянием в мозг». Так завершилась жизнь Цезаря Антоновича Кюи, которому шел 84-й год.
Отпевание происходило 15 марта в католической часовне на Васильевском острове, а похороны последнего могикана «Могучей кучки», одного из основоположников «Новой русской музыкальной школы», состоялись на Смоленском лютеранском кладбище, где он был предан земле рядом с Мальвиной Рафаиловной. В 1939 году прах композитора был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, где он покоится рядом с могилами дорогих друзей по «Могучей кучке» — Балакирева, Бородина, Мусоргского, Римского-
«Музыкальное наследство Кюи,— отмечалось в „Русской музыкальной газете",— весьма значительно по размерам и еще ждет своего беспристрастного критика».
«Его тонкий гармонический вкус, воспитанный на образцах западноевропейской романтики, его изысканная фактура, характер его лучших романсов, проникнутых какой-то особенной ясностью созерцания и нежной чуткостью к звуковой душе поэзии, делают знакомство со многими лирическими произведениями Кюи источником музыкального наслаждения, интимного художественного любования, - писал известный критик и музыковед Браудо».
кюи композитор камерная музыка