[11] Там же.
[12] Хентова С. Заметки о Скрябине-пианисте // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. - М., 1962. - С. 45.
[13] Там же, с. 46.
[14] Павчинский С. Из истории интерпретаций произведений А.Н. Скрябина // Музыкальное исполнительство. Вып. 7. - М., 1972. - С. 307.
[15] Скрябин А. Письма. - М., 1965. - С. 638.
[16] Все ниже приведенные отзывы цитируются по: Шаборкина Т. Заметки о Скрябине-исполнителе // А.Н. Скрябин. 1915-1940. Сборник к 25-летию со дня смерти. - М. - Л., 1940. - С. 220.
[17] Хентова С. Цит. соч., с. 56.
[18] В конце XIX и начале XX века, как пишет П. Лобанов, музыкальное исполнение пианистов фиксировали с помощью механических фортепиано (пианол). Наибольшее распространение получили две разновидности: Фонола (Гупфельда) и Вельте-Миньон. Они отличались от грамзаписи тем, что фиксировали не сам звук, а прикосновения пианиста к инструменту. См.: Лобанов П.А.Н. Скрябин - интерпретатор своих композиций. - М., 1995.
[19] Бродова И. Эволюция музыкальной формы фортепианных прелюдий А.Н. Скрябина. - Ярославль, 1999. - С. 6
[20] Житомирский Д. Скрябин // Музыка ХХ века.Ч. 1. Кн. 2. - М., 1977. - С. 88
[21] Месхишвили Э. Фортепианные сонаты Скрябина. - М., 1981. - С. 17
[22] Мартынов И. О музыке и ее творцах. - М., 1980. - С. 92
[23] Мартынов И. Цит. соч., с. 100
[24] Гаккель Л. Фортепианная музыка ХХ века. - Л., 1990. - С. 52
[25] Гаккель Л. Фортепианная музыка ХХ века. - Л., 1990. - С. 55
[26] Дернова В. Гармония Скрябина. - Л., 1968. - С. 113
[27] Николаева А. Особенности фортепианного стиля А.Н. Скрябина. - М., 1983. - С. 12.
[28] Там же
[29] Дельсон В. Скрябин. Очерки жизни и творчества. - М., 1971. - С. 218.
[30] К наиболее ярким трактовкам скрябинской музыки у выдающихся пианистов история, проверенная временем, относит С.Е. Фейнберга - пианиста и композитора скрябинского направления. Его исполнение Сонаты №4 ор. ЗО получило высшую оценку самого Скрябина. Фейнберг был также первым пианистом, исполнившим в два вечера все 10 сонат Скрябина.
[31] Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М., 1969. - С. 108.
[32] Там же, с. 111.
[33] Месхишвили Э. Фортепианные сонаты Скрябина. - М., 1981. - С. 219.
[34] Николаева А. Особенности фортепианного стиля А.Н. Скрябина на примере произведений малой формы. - М., 1983. - С. 18.
[35] Там же.
[36] Николаева А. Цит. соч., с. 36.
[37] Алексеев А. Цит. соч., - М., 1969. - С. 201.
[38] Николаева А. Цит. соч., с. 52.
[39]Алексеев А. Русская фортепианная музыка конца XIX - начала ХХ века. - М., 1969. - С. 203.
[40] Алексеев А. Цит. соч., с. 204.
[41] Хентова С. Заметки о Скрябине-исполнителе // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. - М., 1962. - С. 50.
[42] Месхишвили Э. Цит. соч., с. 241.
[43] Хентова С. Цит. соч., с. 55.
[44] Там же.
[45] Павчинский С. Сонатная форма произведений Скрябина. - М., 1979. - С. 8.
[46] Дельсон В. Проблемы исполнения фортепианных произведений Скрябина и Прокофьева // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. - М., 1962. - С. 75.
[47] Все нижеприводимые отзывы цит. по: Дельсон В. Проблемы исполнения фортепианных произведений Скрябина и Прокофьева // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. - М., 1962.
[48] Отметим интересную параллель со Скрябиным. Известно, что Скрябин закончил консерваторию по классу фортепиано у В.И. Сафонова. Софроницкий же учился у Л. Николаева, который в свою очередь учился у Сафонова.
[49] Дельсон В. Проблемы исполнения фортепианных произведений Скрябина и Прокофьева // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. - М., 1962. - С. 81.
[50] Дельсон В. Цит. соч., с. 85.