Как уже упоминалось, начальный такт вступления чуть ли не полностью копирует мотив из предыдущего вальса. Оригинально придумана Равелем ритмическая формула главной темы, неквадратная по строению (3 такта), сразу же придаёт поистине танцевально - воздушый характер музыки. Далее развитие набирает обороты, вклиниваются пассажи восьмыми, встречается обозначение «augmentez peu a peu» (усиливая понемногу), что указывает, несомненно, и на агогический сдвиг и, кульминация достигает своего апогея в открытой, искренней, по-настоящему благородной мелодии. Затем следует средний эпизод «Un piu plus anime», в котором можно найти и шопеновскую вальсовую формулу. Протяжная широкая мелодия, парящая над стремительными арпеджированными пассажами, полиритмия(2 на 3) делают музыку этого эпизода полётной, неуловимой, ускользающей, которая впоследствии, успокаиваясь, возвращается в своё прежнее русло. Затем точный повтор первого раздела ещё раз окунает нас в музыку танца и на этом вальс завершается.
Сам композитор особенно любил этот вальс, охотно играл его в кругу друзей и на эстраде, включил в специальную радиопрограмму, посвященную избранным страницам своего творчества.
Восьмой вальсэто медленный эпилог, в котором появляются отголоски тем предшествующих вальсов, которые Равель искусно демонстрирует, вплетая их в нежно - элегическое повествование. Все темы здесь, возникая, как бы тут же проносятся в памяти, оставляя после себя шлейф воспоминаний. При всей своей простоте, фактура колоритна, мелодия окутана мягкими отдаленными призвуками. Поэтическое заключение проникнуто чувством умиротворения, вызывающего в воображении образ ласкового вечернего света, особенно в истаивающих звучаниях последних тактов. Исполнение этого эпилога также требует от пианиста чуткости и живости, умения быстро перестраиваться на другой характер излагающегося материала. В противном случае, если не учитывать всё разнообразие данного вальса, исполнение может получиться скучным и неинтересным. Это итог сыгранного, некий ретроспективный взгляд на весь цикл.
Сюита вальсов не только воздавала дань уважения прошлому, но и явилась для Равеля подступом к созданию симфонического «Вальса», где уже в послевоенные годы, он углубился совсем в иную образно-эмоциональную сферу; масштабность сменила камерность, преобразовав всю манеру письма. Сопоставление фортепианной и оркестровой пьес вполне возможно — ведь Равель инструментовал свои «Благородные и сентиментальные вальсы». Первое исполнение «Вальсов» состоялось 6 мая 1911 года.