Воздействие общества на музыку особым образом выявляется в нашей стране. Однако в целом проблема музыкальной культуры в ее отношениях со слушателем мало. Здесь слово за музыкальной социологией изучающей эти закономерности.
Широки и многообразны функции музыки. Прекрасно сказал об этом Ромен Роллан: «Музыка, это интимное искусство, может быть также и искусством общественным; она может бытьплодом внутренней сосредоточенности и скорби, но может быть также и порождением радости и даже инакомыслия. Она приспособляется к характеру всех времен и всех народов . Один называет ее движущейся архитектурой, другой — поэтической психологией; один видит в ней исключительно чисто пластическое и формальное, другой - искусство непосредственного этического воздейстрия.
Для одного теоретика сущность музыки —в мелодии, для другого — в гармонии. И . все это справедливо, и все они правы. История в конце концов приводит нас не к сомнению во всем —что было бы странно! — а к тому, чтобы мы частично поверили всему, превратив общие теории в некоторые частичные истины, в суждения, верные для одной какой-нибудь группы фактов, для одного определенного момента истории. А поэтому будет совершенно правильно — вернее, одинаково правильно — назвать музыку всеми теми именами, которые ей даются, ибо она действительно звуковая архитектура: в известные века архитектура и у народов — зодчих (если можно так выразиться), вроде французов XV и XVI веков. Она — рисунок, линия, мелодия, пластическая красота у народов — художников и скульпторов, — например, у итальянцев. Она — интимная поэзия, лирическое излияние, философское размышление у народов — философов и поэтов, каковы, например, немцы. Она приспособляется ко всяким общественным условиям. Она — придворное искусство, поэтическое и изящное при Франциске I и Карле IX, искусство воинственное и религиозное при Реформации, искусство царственного величия и пышности при Людовике XIV, искусство салонное в течение XVIII века; с приближением революции она становится лирическим выражением революционной личности; впоследствии она станет голосом демократического общества будущего, подобно тому как некогда была голосом аристократических обществ прошлых веков. Она не умещается ни в одну формулу. Это — песнь веков и цветок истории, который могут взрастить как горести, так и радости человеческие»[18].
[1] «Лицзи» («Книга установлений») III — II века до н. э. Цит. по кн.: Музыкальная эстетика стран Востока. М 1967, с. 185.
[2] Цит. по кн.: Античная музыкальная эстетика. М., 1960, с. 229.
[3] Можно указать ряд книг, в которых рассматриваются эти вопросы, например: С о х о р А. Музыка как вид искусства. М., 1970; сб. «Художественное восприятие». Л 1971; Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972; Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М 1976; М а зе л ь Л. Вопросы анализа музыки. М 1978
[4] Каган М. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971. с. 18.
[5] Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, т. 1. М., 1 . 7.
[6] Высказывание одного из крупнейших светских музыкантов — пианиста и педагога Г. Г. Нейгауза.
[7] Психологи называют такие связи синэстезкей.
[8] По этому вопросу см.: С о х о р А. Музыка как вид искусства. — В кн.: Вопросы социологии и эстетики музыки, II. — Л.: Советский композитор, 1981.
[9] Маркус С. А. История музыкальной эстетики, т. 2. — М.: Музыка, 1968, с. И.
[10] Гегель Г. В. Ф. Сочинения, т. 14. — М., 1958, с. 105—106.
[11] Там же, с. 106.
[12] Гессе Г. Игра в бисер. М., 1969, с. 87—88.
[13] 18Там же, с. 88
[14] Там же, с. 88—89
[15] Толстой Л. Анна Каренина. Собр. соч. в 14 т. — М., ГИХЛ. 1952, т. 9, с. 265—266.
[16] Античная музыкальная эстетика, с. 203, 204
[17] Выготский Л. Психология искусства. М., 1968, с. 316—317.
[18] Ролл а н Р. Музыканты прошлых дней. Музыканты наших дней. Л., 1935, с. 13—14.