В «Тангейзере» утверждается тема романтического «двоемирия» - мир чувственного наслаждения в гроте Венеры, и мир сурового нравственного долга, который олицетворён пилигримами. В опере подчёркивается также идея искупления- жертвенного подвига во имя преодоления себялюбия и эгоизма. Эти идеи воплощались в творчестве под влиянием философии Л.Фейербаха, которой был увлечён Вагнер. Масштабы оперы укрупнились благодаря маршам, шествиям, развёрнутым сценам, течение музыки стало свободнее, динамичнее.
Самое гармоничное воплощение принципы вагнеровской реформы музыкального театра получили в его опере «Лоэнгрин». В ней автор объединил сюжеты и образы разных народных и рыцарских легенд, в которых шла речь о рыцарях Грааля – поборниках справедливости, нравственного совершенствования, непобедимых в борьбе со злом. Не любование средневековьем, что свойственно реакционному романтизму, привлекло композитора к этим легендам, а возможность передачи волнующих чувств современности: тоску человеческих желаний, жажду искренней, беззаветной любви, недостижимые мечты о счастье. «…Я здесь показываю трагическое положение истинного художника в современной жизни…», - так признавался Вагнер в своём «Обращении к друзьям». «Лоэнгрин» имел для него автобиографический смысл. Судьба главного героя оперы служила для него аллегорическим выражением его собственной судьбы, а переживания этого легендарного рыцаря, несущего людям свою любовь и доброту, но непонятого ими, оказывались созвучными его собственным переживаниям.
Музыкально-драматургическая концепция оперы также в известной мере близка «Эврианте» Вебера: рельефно обрисованным силам зла и коварства в лице Ортруды и Тельрамунда противостоят светлые образы добра и справедливости; велика роль народных сцен; здесь Вагнер добился ещё более последовательного перехода отдельных номеров в сквозные сцены – ансамбли, диалоги, рассказы-монологи. Углубляются и принципы симфонизации оперы, шире, разнообразнее используются лейтмотивы, усиливается их драматургическое значение. Они не только контрастно противопоставляются, но и взаимопроникают, что особенно отчётливо видно в диалогических сценах. Важную драматургическую роль приобретает оркестр, партия которого разработана гибко и тонко. В опере впервые Вагнер отказывается от большой увертюры и заменяет её кратким вступлением, где воплощён образ главного героя, и поэтому построено оно только на лейтмотиве Лоэнгрина. Исполняемая одними скрипками в высочайшем регистре, тема эта кажется поистине божественной. Благодаря прозрачнейшему звучанию, утончённым гармониям, нежным мелодическим очертаниям она стала символом небесной чистоты, добра и света.
Подобный метод характеристики главных героев оперы определённой сферой интонаций, индивидуальным комплексом выразительных средств приобретает большое значение в творчестве Вагнера. Здесь он использует также «лейттембры», которые не только противопоставляются, но и в зависимости от драматургической ситуации, взаимопроникают, влияют друг на друга.
В 1859 году написана музыкальная драма «Тристан и Изольда», которая открывает новый период творчества Вагнера, знаменовавший дальнейшую эволюцию его музыкального языка, который становится всё более напряжённым, внутренне динамичным, гармонически и колористически изощрённым. Это – грандиозная вокально-симфоническая поэма о губительной силе всепоглощающей страсти, величайший гимн во славу любви. На сюжет оперы повлияли личные мотивы композитора - любовь к Матильде Везендонк, жене его друга. Неудовлетворённая страсть нашла своё отражение в музыке. Эта опера – наиболее оригинальное творение Вагнера-поэта: оно поражает своей простотой и художественной целостностью.