Русский классический романс– одно из ярчайших достижений русской музыкальной культуры XIX века. В разные периоды времени, русский романс всегда оставался верен великим реалистическим принципам. Вокруг романса объединились крупнейшие композиторы с яркой творческой индивидуальностью, сумевшие наполнить этот жанр богатством содержания, красотой и поэтичностью образов, выраженных в совершенной художественной форме.
Цель исследования состояла в выявлении специфики и особенностей жанра русского романса второй половины XIX века. В данной работе, мы решили ряд задач:
проследили историю развития жанра русского романса и соотнесли общие признаки художественного жанра и особенности жанра музыкального;
выявили характерные черты жанра романса во второй половине XIX века
провели сравнительный анализ жанра романса в творчестве Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского.
Романсы Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского имеют общие черты это – лиричность, живописность (слияние лирических чувств с поэтическими зарисовками картин природы), народность (использование интонаций русской народной песни, П.И. Чайковский использует интонации городского бытового романса). Лирика занимает ведущее место в камерном творчестве композиторов, но в романсах Чайковского вырисовывается новая трагедийная тема, а также появляется такой вид романса как монолог. Форма романсов рождалась во взаимодействии поэтического и музыкального начала с обязательным учетом не только вокальной, но и фортепианной партии. Роль фортепиано в вокальной лирике Римского-Корсакова и Чайковского чрезвычайно велика, не ограничиваясь только созданием общего фона для исполняемой голосом мелодии или функциями изобразительно-характеристического плана. Фортепиано выступает как равноправный партнер исполнителя вокальной партии и между ними возникает задушевная доверительная беседа. Круг поэтов, к которым обращались эти два композитора в своем вокальном творчестве, широк и разнообразен. Среди них встречаются малоизвестные имена: какой-нибудь один мотив, удачный яркий образ или общий эмоциональный настрой мог привлечь внимание композиторов к стихотворению, в целом не обладающему поэтическими достоинствами. Основная же часть романсов написана на высокохудожественные тексты, принадлежащие перу русских поэтов XIX века. В их числе мы находим имена А. Толстого, А. Фета, А. Пушкина, А. Майкова.
Вокальное творчество Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского обладает творческой индивидуальностью и представляет собой великое достояние отечественной и мировой музыкальной культуры.