Жанр романса - заметная страница в судьбе русской лирики и русского стиха. В простой литературно-музыкальной форме запечатлено сильное и глубокое вечное чувство любви, которое всегда наполняло высоким содержанием душу русского человека, возвышало и облагораживало ее.
Романс один из видов вокальной музыки, которая в свою очередь является выражением программной музыки. Слово сообщает определенность выражаемому чувству, музыка усиливает его выразительность, придает звуковую поэзию, дополняет недосказанное. Такова художественная задача романса. В ходе исследования, проделанного во втором параграфе
, мы пришли к выводу, что романс является синтетическим жанром, где выразительность поэтического жанра соединяется с выразительностью образа музыкального. Однако, если стих, занимающий «пограничное» положение между литературой и музыкой, может и не произноситься, то есть быть письменным текстом, то в вокальных жанрах, а значит и в романсе, это невозможно. По этой причине для характеристики романса как жанра оказывается необходимой еще одна категория, являющаяся «связующим звеном» между поэзией и музыкой – «речь». Под речью в данном случае понимается артикуляция, озвучивание текста – и стихотворного, и музыкального одновременно.
Особенностью романса является диалогичность. Диалог музыки и слова получает свое воплощение в речи, которая «уравновешивает» слово и музыку, превращая романс в гармоническую структуру.
Выявляются основные жанровые признаками русского романса второй половины XIX века:
1. Содержание романса не выходит за пределы лирики, то есть объектом познания в данном случае является любовное переживание.
2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением, что характеризует его с точки зрения объема предмете познания (однако, спектр эмоциональных состояний настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность «выбрать» наиболее близкое ему, поэтому романс был и остается одним из самых демократических жанров художественного творчества).
3. В связи с тем, что романс выражает любовное переживание, он всегда либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своем содержании.
4. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса – его интимность, камерность. При этом нельзя говорить об эмоциональной замкнутости в романсе, поскольку он предполагает диалог с любым слушателем.
5. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трехгранную структуру, в которой в относительном равновесии находятся слово, музыка и речь.
6. Основной характеристикой романса как музыкального жанра является то, что это вокальное произведение с сопровождением.