Смешанными называют формы, основанные на соединении существенных признаков двух или более классических форм.
Классификация:
1. Типизированные смешанные формы:
· сонатно-вариационная (сонатная форма с вариационным методом развития тем);
· сонатно-концентрическая (сонатная форма с концентрическим расположением разделов);
· сонатно-циклическая (соединение сонатной формы с сонатным циклом);
· сонатно-сюитная (соединение сонатной формы с сюитой).
2. Редкие и нетипизированные смешанные формы. Эти формы, ввиду их разнообразия, особенно многочисленны. Сюда относятся необычные сочетания различных трехчастных форм и рондо с вариационностью и сонатностью, смешения не только двух, но и трех, четырех форм с сохранением их существенных признаков, с устойчивым и подвижным совмещением функций.
3. Индивидуальные формы. Индивидуальные формы, в которых отсутствуют существенные признаки типовых форм, организуются на основе более общих принципов формообразования, в то время как импульсом для их возникновения бывает оригинальная, часто программная идея.
Функциональная организация
смешанных форм отступает от типовых классических форм и требует подключения новых понятий: помимо функций общих и местных— так же «устойчивое и подвижное совмещение функций», «композиционное отклонение, модуляция, эллипсис»
(В.Бобровский).
Устойчивое совмещение функций
— выдерживание функций двух или более форм от начала до конца произведения.
Подвижное совмещение функций — изменение функций входящих в композицию форм на протяжении произведения. Подвижное совмещение насчитывает 4 вида: отклонение, модуляция, эллипсис (пропуск), вставка (наращение).
· Композиционное отклонение — временный переход в функцию другой формы.
· Композиционная модуляция — окончательный переход из одной формы в другую.
· Композиционный эллипсис — пропуск раздела типовой формы.
· Композиционная вставка (наращение) — введение в типовую форму добавочного раздела.
Названные случаи могут быть взаимосвязаны: с помощью эллипсиса или вставки возможно введение функций другой формы. Композиционное отклонение, эллипсис и вставка встречаются и не в смешанных формах.
Многообразие смешанных форм объясняется различными задумками и композиторским видением. Отсюда и сложность смешанных форм.