Авторское обозначение темпа – Довольно медленно. Выше, мы уже упоминали о содержании. Именно содержание и диктует композитору темп исполнения данного сочинения. Но и это еще не все. Мы знаем, что в этот момент происходит определенное действие, которое не требует спешки не со стороны священнослужителя не со стороны певчих храма, в котором исполняется данное сочинение. Именно потому, что исполнение «Тебе поем» связано с Таинством церковь не благословляет его исполнение вне стен храма. Исключение составляет исполнение Литургии в целом (имеется ввиду концертное исполнение). На протяжении всего сочинения темп остается неизменным.
Что же касается агогики, то чаще всего в заключении третьего предложения используют некоторое замедление (в концертной практике) наряду с истаиванием динамики.
Динамика в произведении используется преимущественно тихая. Именно в этом «р» заключен особый трепет, с которым исполняется данное молитвословие. Это особое благодарение Бога, происходящее в один из самых сокровенных эпизодов богослужения. Именно в этом «тихом» контексте возникает особая сложность в исполнительском плане: точное интонационно, тембрально прочтение партитуры.
Наиболее трудно в исполнении данного произведения дается так называемое молитвенное пение. Не всегда исполнение даже профессионального коллектива можно причислить к такого рода исполнению. Это особое пение, характеризующееся внутренним состоянием поющих на данный период времени. Наиболее молитвенное пение мы можем слышать в монастырях, где к этому песнопению относятся с особым благоговением.
Фразировка музыкального произведения подчинена текстовому развитию. Второе предложение является кульминационным. И это не просто вершина с последующим спадом, это некая кульминационная зона, захватывающая 16-20 такты. Что же касается третьего предложения – это с одной стороны умиротворение, с другой – поиск состояния, когда человек напрямую разговаривает с Богом. Этот отрезок не менее важен по степени воздействия на слушателя, это своего рода тихая кульминация.
Для исполнения данного сочинения перед дирижером ставится ряд сложных задач, связанных с показами ауфтактов и снятий хору: плавный жест, короткий вдох на опоре; с управлением динамикой, агогикой; с показами скачков в различных хоровых партиях, штриха легато. От дирижера требуется особая выразительность и точность в жесте, мимике, а также глобальные знания в области духовной музыки.
Говоря о наиболее важных и трудных моментах, требующих особого внимания в процессе репетиций следует отметить:
- показы дирижера восходящей интонации в скачке (16т) – левая рука должна показать как проинтонировать данный интервал, присамбрировать звук
- нисходящая интонация в партии баса (18-21тт) – точно интонационно, динамически ровно (использование приемов искусственного ансамбля)
- исполнение последней акколады: точно метроритмически при некотором замирании, динамическом угасании
- пение с внутренней пульсацией как необходимый фактор для исполнения