Произведение «Тебе поем» П.И. Чайковского написано для четырехголосного смешанного хора а капелла с использованием дивизии в партии баса (последние два такта сочинения).
Общий диапазон хора:
E (большой октавы) – G (второй октавы)
Общий диапазон хора охватывает более чем три октавы, хотя рабочий диапазон составляет чуть более двух октав.
Рассмотрим диапазон каждой хоровой партии в отдельности:
Сопрано: E1 – G2
Альт: Hм – C2
Тенор: Fisм – Fis1
Бас: Еб – С1
Таким образом, мы видим что диапазон партии баса самый широкий за счет использования в последних двух тактах низких II басов. Несмотря на это тесситурные условия в этой хоровой партии весьма приемлемы. Некоторые тесситурные неудобства испытывают партии сопрано (16т) и тенора (17,27). Но, мы знаем, что «Тебе поем» - это часть крупного сочинения, написанного для профессионального хора. Поэтому данные тесситурные условия окажутся приемлемыми для всего состава хора.
Степень вокальной загруженности хора равнозначна. Во втором предложении мелодия переходит из одного голоса в другой (сопрано – тенор, бас), плавно, насыщая всю фактуру сочинения красочностью и особой выразительностью. В третьем предложении наибольшая нагрузка падает на партии сопрано и тенора. Партия баса выполняет функцию хоровой педали. Каждая хоровая партия играет важную роль в фактурообразовании, тембральном соотношении.
Специфические тембровые выразительные качества присущи партии теноров. Это наиболее выразительная и яркая партия сочинения. Несмотря на то, что мелодический голос преимущественно исполняется партией сопрано, теноровая партия постоянно напоминает о себе. Яркие выразительные ходы (17,20,27тт), использование микстового или фальцетного звучания в тихой динамике третьего предложения (27,29тт) – все это не может не обратить на себя внимания со стороны дирижера при работе с хоровой партией и хором.
Когда то Н.В.Гоголь сказал: «Нет выше того потрясения, которое производит на человека совершенно согласованное согласие всех частей между собой…». Французскому слову «ensemble» («вместе») в данном случае наиболее соответствует русское «согласие». В ансамбле рождается новое, особое художественно – эстетическое качество. В данном произведении на первый план выступает максимальная слитность хоровых голосов, уравновешенность партий и групп в аккорде и вертикальных сочетаниях. Такой тип хорового ансамбля называется – монолитный.
Динамический ансамбль хоровой партии стремится к монолиту. В большинстве своем на протяжении всего произведения мы встречаемся с неподвижной динамикой выставленной композитором. Однако в третьем предложении встречаем и подвижную (28-29тт). В 16 такте между партиями сопрано и альта происходит достаточно большой разрыв (более октавы). Это влечет за собой разность в динамике – партия сопрано в высоком регистре звучит насыщенно и более ярко. Поэтому рекомендуется скачок в партии сопрано к звуку «G» проинтонировать аккуратно, несколько сдерживая динамику в верхнем регистре.
В произведении встречаем хоральный ансамбль, который отличается от гомофонного тем, что в нем мелодический элемент присутствует во всех голосах, хотя в верхнем, как правило, мелодия более индивидуализирована. Выявить характерные интонации в каждой партии, придать им рельефность, строго соблюдая гармоническую вертикаль – таковы условия хорального ансамбля.
Один из наиболее тонких видов хорового ансамбля – тембровый. В данном сочинении необходимо сочетать звучание голосов так, чтобы не возникла тембровая пестрота и одновременно выявились все возможности хорового колорита. Тембровый ансамбль хоровой партии сливается в общехоровой. Сочетание тембров партий и групп бесконечно по своим выразительным возможностям. Здесь, открываются колоссальные возможности в поиске звука. Важно услышать, увидеть и выцветить все самое лучшее и необходимое для наиболее яркого воплощения образа сочинения.