Самое важное Богослужение в христианской Церкви есть то, в котором совершается таинство святого причащения. Богослужение это называется литургиею, что с греческого значит: «общественное служение», так как при нем обязаны присутствовать все верующие. Называется оно еще Евхаристиею, так как оно совершается в благодарное воспоминание заслуг Христовых, называется также обеднею, так как полагается совершать его в предобеденное время.
Литургия (святого Иоанна Златоуста) состоит из трех частей: в первой приготовляется вещество для таинства: во второй – верующие приготовляются к участию в совершении таинства; в третьей – совершается само таинство.
Третья часть литургии называется литургией верных, потому что при ея совершении могут присутствовать только верные, т.е. крещеные и не отлученные от Церкви.
По возгласе "Благодарим Господа" особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, где вспоминаются все благодеяния Господа к людям, и благодари за них и за совершаемую литургию. И тут каждый обязан за это благодарить и, в частности, за то, что Господь лично его какими милостями осыпал.
Литературный текст:
Тебе поем,
Тебе благословим,
Тебе благодарим Господи,
И молим Ти ся, Боже наш.
Во время "Тебе поем" надо вспоминать грехи свои, особенно тяжкие, и просить прощения за них у Господа. Если так простоишь литургию, со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу.
В это время священник в тайной молитве троекратно призывает Духа Святаго на себя и на предлежащие Дары; делает крестное знамение над дискосом, потиром (чашею) и над обоими вместе, прося Бога, чтобы Он силою Духа Святаго «преложил хлеб в тело Христово, а вино (в чаше) в честную кровь Христову». В это время хлеб и вино таинственно пресуществляются, т.е. становятся истинным телом и истинной кровью Христовой. Освятивши святые Дары, священник благоговейно преклоняется до земли пред ними и молится, чтобы сии святые Дары послужили для причащающихся не в суд или во осуждение, но во оставление грехов, в наследие царства небесного и в жизнь вечную.
Эта часть литургии – самая важная и священнейшая для нас, православных, минута, когда мы, преклонив колена, с величайшим благоговением должны молиться и благодарить Бога за Его несказанную милость в совершившемся в эту минуту пресуществлении святых Даров, т.е. хлеба – в истинное тело, а вина – в истинную кровь Христову.
После освящения святых Даров, священник тайно молится о всех членах Церкви, за которых принесены эти Дары.
Рассмотрим метрическое начало в стихотворном первоисточнике.
/Те-бе/по-ем,/ ямб
/Те-бе/бла-го-/сло-вим,/ ямб
/Те-бе/бла-го/да-рим/Го-спо-/ди, и/ ямб
/мо-лим/Ти ся,/Бо-же/наш./ хорей
Таким образом, в произведении используется сочетание двух двухсложных размеров - ямба и хорея.
На наш взгляд, музыка П. И. Чайковского сливается в одно целое с поэтическим первоисточником, с одной стороны - раскрашивая его, с другой – точно следуя за ним. Форма музыкального произведения – это следование за литературным каноническим текстом, его некое расширение за счет повторений нескольких фраз.