Так что подсистемы общественного сознания, неформальные и неофициальные, продолжают возникать и функционировать.
КСП может пойти по линии профессионализации. Этот путь не даст базы для работы КСП в качестве подсистемы общественного сознания. Это по преимуществу не работа с идеями, а работа с текстами и музыкой, т.е. с формой идей. Такая тенденция в нём уже сейчас достаточно выражена. Тогда ему лучше всего превращаться в клуб в полном смысле этого слова: достаточно элитарный, может быть, в определённой степени замкнутый. Массовость в этом случае придётся сильно уменьшить, так как массовость и профессионализация - это две переменные, ограничивающие друг друга. Массовость и теперь уже, по-видимому, мешает в полную силу развернуться тенденции к профессионализации. Во всяком случае, следует массовость и профессионализацию осознавать как разные тенденции, требующие для своего развития разных, иногда противоречащих друг другу форм. Впрочем, может быть и некоторый компромиссный путь: создание двух разных форм - для работы по линии профессионального творчества и для массовых встреч. Ту и другую затем нужно продуманно соотнести друг с другом. Тогда возникнет новая форма организации, может быть, не менее уникальная, чем прошлый и современный КСП.
В середине 70-х гг. НИИ культуры проводил опрос на одном из слётов КСП. Требование от песни искренности и непосредственности вышло на одно из первых мест в общей системе требований. Профессионализация же, работа с формой (осознанная работа, применение определённых методов и т. д.) - всё это должно сильно ограничивать возможности проявления непосредственности и раскованности, а, следовательно, в определённой мере блокировать и совместную работу над идеями (совместно работать можно только над «полусырым», незавершенным материалом).
Возможен такой вариант: оба клуба (массовый и профессиональный) сформируются и начнут существовать параллельно. Они будут разные и работать смогут только отдельно, поскольку в основании их должны лежать иные принципы: и организационные, и даже в определённой степени мировоззренческие; у них будут складываться разные типы отношений между людьми и разные критерии оценки.
Изменения, происходящие в обществе за последнее десятилетие, затронули в той или иной мере практически каждого жителя России, не обошли они стороной и авторов-исполнителей. «Хрущевская оттепель» пятидесятых (Ю. Ким, Б. Окуджава, А. Галич, М. Анчаров, Ю. Визбор), гонения (А. Галич выслан, В. Высоцкий на полуподпольных записях), и кухонные полуконспиративные концерты семидесятых (1968 году первый и последний фестиваль тех лет в Новосибирском Академгородке). Восьмидесятые годы - самое плодотворное время для АМСТ в России (Никитины, Егоров, Мирзоян, Берковский, Городницкий, Митяев и т. д.), клубы самодеятельной авторской песни возникали повсеместно в вузах и НИИ, областных центрах и небольших поселках. Появилась традиция проведения фестивалей.
Проанализируем для примера КСП Иркутской области. 1976 год - год отсчета Иркутского КСП - первый концерт клуба «Туристской песни» при городском клубе туристов. С этого года и появились в Иркутске первые фестивали авторской песни. На конец восьмидесятых годов приходится рассвет фестивального движения в Иркутской области: Иркутский городской, Шелеховский городской, Ангарский гордской, Саянский городской, Братский городской, Усть-Илимский городской, Чунский и другие фестивали (как правило, финансирование оргкомитетов, проводящих фестиваль, осуществлялось ВЛКСМ, управлениями культуры, комитетами по делам молодежи). Финансирование областного фестиваля авторской песни осуществляло ВЛКСМ, управление культуры Облисполкома, Облсофпрофа. Приглашение гостей оплачивали по представлению оргкомитета, лауреаты фестивалей награждались поездками для участия в республиканских и всесоюзных фестивалях. По линии управления культуры и комитетов по делам молодежи финансировались поездки делегаций клубов по приглашениям для участия в фестивалях других регионов. С начала 90-х годов АМСТ в Иркутской области осталась наедине со своими проблемами, прекратилось финансирование городских фестивалей, областной фестиваль проводился на средства, добытые оргкомитетом иногда за два-три дня до начала фестиваля. Наиболее активные участники организации и проведения Иркутских фестивалей в последние годы: бард группа «Моветон» из Ангарска, ангарчане - С. Зиннер, В. Поплавский и др., иркутская творческая студия «Полнолуние» - А. Ощепков и О.Медведев и др., КСП Иркутска В. Новикову, А. Петрашу, Е. Куменко, С. Ущаповскому, И.Малахову, Т.Мелешко.