Равелевская музыка обладает способностью глубоко трогать единственно своей грацией, она, лучше какой-либо другой, отвечает канону Эдгара По, требовавшего « .равной независимости чувства». Сдержанность, боязнь аффектации в чувствах своеобразно выражаются и в его музыке, в том затаенном, скрытом, но глубоком лиризме, постичь и выявить который доступно не каждому. Скрытность объясняет и столь разную, противоречивую оценку Равеля его современниками. Не это ли породило, увы, столь широко распространенное мнение о блестящем, но холодном темпераменте Равеля-композитора и о преобладании в его сочинениях сухого рационализма над живым чувством? Друзья композитора справедливо указывали, что за внешним лоском и предельной тщательностью отделки скрывалось большое чувство. В этом кажущемся противоречии заключался один из парадоксов Равеля. Важную мысль высказал по этому поводу Р.Шалю: «Но если его музыка не говорит с нами бурным языком страстей, она лучше всякой другой владеет тайной проникновения в глубины нашей души». Ролан-Мануэль назвал свою статью в юбилейном сборнике 1925 года «Эстетика обмана»: он имел в виду свойство равелевского искусства скрывать свою истинную сущность за внешней оболочкой.
Об этом пишет и В. Жанкилевич. Он предпочитает говорить об эстетике не обмана, а спора, называет Равеля спорщиком. В это понятие «gageure» (спорщик), по его мнению, вмещается идея преодоления трудностей, стальной воли. «Испытав, что прекрасное трудно, Равель еще искусственно создает исключительные условия, парадоксальные, которые восстанавливают в правах прекрасную твердость, и, так как он не знает романтического конфликта призвания и судьбы, он изобретает ошибку естественной трудности выражения, фабрикует добровольные запреты для собственного употребления». Автор этих слов считает даже, что искусственность и парадоксальность являются характернейшими чертами равелевского творчества. Можно не согласиться с категоричностью такого определения, но, несомненно, проблема преодоления трудностей, стремление остаться в созданных самим собою рамках конструктивного замысла являются важной особенностью искусства Равеля.
Так сложились характерные черты стиля, доведенные композитором до высшего совершенства.
Его музыка, бесспорно, несёт новое слово в искусстве ХХ века. Как было уже отмечено, это, прежде всего, новаторство стиля. Взяв за основу традиции классицизма, романтизма и, несомненно, совершенное владение импрессионистическими приёмами, Равель создаёт свою музыкальную сферу. В постоянном обращении к традиции просматривается некая ретроспективность высказывания, очень свойственная композитору(в этом заключён ещё один парадокс равелевского искусства): он постоянно оглядывается в прошлое, пытаясь отыскать там что-то ему близкое и родное. Потому от его музыки веет таким теплом и светом. Художник-гуманист и истинный ценитель прекрасного, Равель во всём своём творчестве проносит идею добра, счастья, света, радости, постоянной мечты. Не это ли больше всего так привлекает в его музыке?
Равель – великий художник, творчество которого с его общечеловеческими идеями и принципами находит отклик у многих слушателей и имеет непрекращающийся интерес у музыкантов.