П о б о ч н а я т.е. м а (ц. 4) контрастна главной. Данная тема скорее всего, воплощает один из ликов Игры, поскольку композитор использует типичную для подобных тем лексику, колористическую оркестровку (звучат волны Мартено, челеста, вибрафон), снова вводит лады ограниченной транспозиции, отменяя знаки Des-dur при ключе.
Экспозиция на этом не завершается – в ней уже начинается развитие материала, которое найдёт своё продолжение в разработке. Р а з р а б о т. к. а представляет собой органичное продолжение экспозиции, сохранив неизменную ритмическую мерность 3/16, темп, ровное биение шестнадцатых, пронизывающих весь развивающийся раздел формы. Отделённая от экспозиции паузой, разработка (ц. 14) представляет достигнутый баланс двух принципов развития – разработочности и сочленения тематических (темброво-ритмических) блоков и пластов. Превалирование последнего принципа выражается в «сконструированности» фактуры с помощью вертикальной интеграции темброво-ритмических остинатных пластов.
Первый и третий разделы разработки (цц. 14–20 цц. 26–31) представляют собой звуковой хаос, созданный благодаря взаимодействию остинатно организованных платов. При этом сквозь плотность звучания прорываются тяжёлые терции темы Статуи
у труб. Они звучат смутным грозным напоминанием о жестокости прошедшего, временами теряясь в общем гуле. Второй и четвёртый разделы разработки (цц. 21–25 и цц. 32–37) развивают материал главной и побочной тем экспозиции на фоне не прекращающегося остинато фортепиано, подкреплённого отдельными репликами низких струнных, низких деревянных и челестой. Благодаря этому сохраняется единое ритмическое биение и плотность фактуры.
Такая драматургия развития в разработке, несомненно, свидетельствует об утверждении тематизма главной партии
, о противоборстве между гнетущей жесткостью темы Статуи (давящего надличного начала) и радостной устремленностью главной темы (темы танца). В процессе борьбы этих двух начал происходит закрепление интонаций в смысловой области радостного, возносящегося устремления к игре, устремления к экстатическому слиянию с божественным.
Р е п р и з а (ц. 38) возвращает нас к материалу экспозиции. Она динамизирована, так как накопленный импульс развития требует дальнейшей устремлённости к вершине, к высшим планам бытия, к венценосной коде. К о д а «Радости крови звёзд» (ц. 48) – это проявление трансцендентных устремлений героев симфонии к божественному, к космическому. У всего оркестра (за исключением колористических ударных) «тяжело и медленно», на «fff» звучит преобразованная тема Статуи
. Вновь появляется звучание тяжёлых терций из Интродукции, но теперь это не просто памятник, это тема-стелла
, посвященная многовековым стремлениям человечества в небеса, это космический корабль, уносящий влюблённых к другим Галактикам. Усиливающаяся звучность от «pp» до «fff» последнего аккорда, «выстреливающего» прямо в космическую бесконечность, космическую нирвану, подтверждает это.