Четвертая часть продолжает развёртывание идеи любви из второй части. Образ любви, экспонируемый в «Песни любви I», получает своё развитие; он преобладает над остальными образами, хотя полифония музыкальных пластов-персонажей сохраняется и здесь. «Песнь любви II» представляет собой сплав и «цветение» идей из второй части и интродукции. Здесь на новом уровне раскрывается перед нами панорама Сада Прославления Любви, который (после взгляда в космический водоворот «Турангалилы I») представляется одухотворённой обителью души человека, где он может познать божественной через чувственное.
С Интродукцией данную часть роднит сочетание раздельного и совместного экспонирования блоков, также в «Песне любви II» непосредственно появляется тема Цветка
(ц. 17) и тема Статуи
(3 т. после ц. 17) в виде реминисценций в коде. Параллели «Песнью любви I» могут быть найдены в сопоставлении скерцозного, танцевально и лирического начал, а также в ронадальности формы. Однако тема Любви возникает уже на том уровне, который был достигнут в конце второй части – это гимн любви, всеобъемлющий по своему характеру.
После великолепия «Турангалилы I» тема скерцо четвертой части воспринимается как возвращение к земным кругам. Звучит гротескный дуэт флейты-пикколо и фагота на фоне выдержанных длительностей вибрафона, трепещущих на «p». Общее движение и нарастание, оркестровое crescendo подготавливает появление рефрена.
Тему рефрена – гимна Любви
– исполняет почти весь оркестр на «ff» (ц. 5). Она звучит полнозвучно, страстно, объёмно. Седьмой лад ограниченной транспозиции дополняет явственное ощущение мажора (A-dur), которое усиливается в окончаниях фраз. Рельефная, мощная тема, проходящая у всего оркестра, находится в диалоге с контрастным элементом, перетеканиями нежного, зыбкого звучания близких созвучий на «p» у высоких деревянных духовых и приглушенных валторн. (Приложение №10)
П е р в ы й э п и з о д, основанный на материале темы Любви, заостряет зыбкую звучность нежных красок трепетной, колеблющейся темой у скрипок «divizi» на фоне еле слышного тремоло челесты, цимбал и фортепиано. Данный эпизод только оттеняет р е ф р е н, вновь появившийся в ц. 8 во всём блеске своего звучания. Контрастный элемент темы любви (зыбкие, импрессионистски-нежные аккорды) расцвечен органичным наслоением темы эпизода.
Далее, с ц. 11, начинается активное полифоническое развитие основных пластов четвёртой части симфонии. Тема любви звучит в тембровом варианте скерцо, сама же тема скерцо проходит через интенсивное мотивное и секвенционное развитие. Интенсивность уплотнения фактуры увеличивается вместе с введением новых пластов, однако планы звучания ясно разграничены между собой благодаря характерному и закрепившемуся за ними тембральному освещению, яркому тематизму и ритмической определенности.
Звучность нарастает и оркестровое crescendo приводит нас к кульминации в коде. Композитор вводит каденцию фортепиано, перебрасывая смысловую арку к интродукции. Вслед за этим проходят тема Цветка и тема Статуи и в последний раз в отдалении звучит тема Любви у трёх первых скрипок на колышущемся, призрачном фоне.