Здесь приведен самый оптимальный и используемый всеми волынщиками способ настройки.
1. Возьмите ноту Ля на чантере и включите дроны.
2. Выключите баритоновый и басовый дроны. Делается это, когда дроны звучат. Для этого нужно дотронуться до отверстия, из которого выходит звук, кончиком пальца. При этом давление в мешке должно быть довольно сильным и стабильным. Выглядит это как, своего рода, фокус, но, на самом деле, это чистая физика. Сильное давление заставляет язычок прижаться к корпусу трости, после чего она замолкает и перестает выпускать воздух. Включить дрон можно либо перезапустив все дроны с помощью выключателя, либо так же дотронуться до звукового отверстия кончиком пальца и аккуратно и быстро скользнуть им в сторону.
3. а) Настройте теноровый дрон, двигая его верхнюю секцию, пока он не будет гармонично звучать с Ля на чантере. Почувствовав, что звук правильный, продолжайте играть только с теноровым дроном и проверьте также нижнее Ре, Соль, Фа-диез и заднее Ре на чантере. Тенор-дрон должен строить со всем чантером, особенно с Ля. Не должно быть слышно никаких частотных биений. Если все же ухом вы ощущаете какой-то дискомфорт, то двигайте секцию дрона до тех пор, пока вам не покажется, что звук чантера и дрона практически сливаются воедино.
б) Следует проверить, как звучит теноровый дрон с Ля, Соль и Фа-диезом второй октавы. Делается это потому, что, когда играется вторая октава, давление, воздействующее на все трости повышается. Если трости дронов настроены недостаточно правильно по отношению к чантерной, то и х строй может отклоняться в сторону повышения, не только от чантерной, но и относительно друг друга. Если у вас никак не получается состроить дрон с обеими октавами, значит дело в строе самого чантера (см. раздел настройка чантера).
4. Будем считать, что теноровый дрон настроен. Перейдем к баритоновому дрону. Его нужно включить, снова коснувшись подушечкой пальца звукового отверстия: на этот раз надо резко скользнуть пальцем в сторону – из-за перепада давления язычок трости отсоединится от корпуса и трость зазвучит снова. После этого надо отключить подачу воздуха на чантерную трость с помощью stop-key. Баритон нужно состроить с тенором так, чтоб они давали абсолютно единое звучание. Нужно двигать верхнюю часть баритонового дрона, пока ухо не почувствует что-то вроде биения в звуке – это будет означать, что вы близки к цели. Продолжайте сдвигать секцию дрона, пока биение не станет медленнее и не прекратится совсем. После снова проверьте, как звучат тенор и баритон с чантером на первой и второй октавах.
5. Басовый дрон проще всего настроить следующим образом. Надо отключить чантер, затем баритон. Верхнюю часть басового дрона надо двигать до полного совпадения строя с тенором. Потом включите все три дрона и послушайте, как баритон звучит с басом и тенором вместе. Все три дрона должны слиться в единый монолитный звук.
6. В заключение, поиграйте на чантере с тремя дронами минут 10-12. За такое время, обычно, волынка успевает нагреться. Помните, что, чем плотней и тяжелей древесина, из которой изготовлен инструмент, тем больше ее теплоемкость. То есть, так как у самшита и гренадила теплоемкость разная, понадобится различное время, чтоб инструмент полностью согрелся. Это приводит к частичному расстраиванию тростей. Повторив процедуру снова, можно добиться рабочего строя всего инструмента для репетиции или концерта.