Является столь же древним инструментом, как и шотландская волынка. Свое название – "пограничная волынка" - он получил, будучи широко распространенным по всему северу Англии (в Нортумберлэнде, графстве Йоркшир и, собственно, на границе Шотландии с Англией).
В отличие от большой шотландской волынки, с которой он развивался параллельно, он был наиболее популярен в области Лоуленд, откуда получил свое второе название "лоулэндпайпс". В области Хайлэнд, где он был меньше распространен и использовался для танцевальной камерной музыки, его называли рилпайпс из-за репертуара.
Бордерпайпс, так же как малая шотландская и нортумбрийская волынка, имеет меха, а не вдувалку. Три дрона, которые обычно располагаются у играющего поперек груди (реже – на плече), вставлены в один большой сток (коллектор).
Бывает три вида комплектации дронов: бас и два тенора (собственно, как у большой шотландской волынки), бас, тенор, альт и бас, баритон, тенор (который перестраивается из квинты в кварту).
Чантер этого инструмента имеет коническое сверление канала с восемью отверстиями для пальцев и двумя стабилизирующими отверстиями внизу. Лад этого инструмента миксолидийский, аппликатура (основная) полузакрытая французская. Но, что самое замечательное, в его диапазоне присутствует полная хроматика за счет вилковой аппликатуры. То есть, на чантере в строе Ля можно взять еще пять нот: Си-бемоль, До, Ре-диез, Фа, Соль-диез.
Наиболее распространенные строи бордерпайпс – Ля и Си-бемоль, реже можно встретить инструменты, настроенные в Соль.
Тембр этой волынки полностью сходен с тембром большой шотландской волынки, а вот громкость ее значительно меньше. Вкупе с таким большим диапазоном и строем Ля, это делает бордерпайпс идеальным для игры в группе с другими инструментами. Репертуар для бордерпайпс поистине огромен: шотландские и ирландские рилы и жиги, весь репертуар большой шотландской волынки, нортумбрийская музыка, галисийская и бретонская музыка, современные авторские композиции и т.д.
В наши дни бордер или рилпайпс получает все большее распространение: он используется не только для исполнения традиционных композиций, но во многих современных направлениях музыки – этно-джаз, электроника, фьюжн и т.д.