Сопоставляя «Методу» Боттезини и современные школы, в частности «Школу» Милушкина, наблюдается следование принципам Боттезини. Та же последовательность: от выработки звука, через упражнения - к музыкальным примерам. Главное отличие в том, что «Школа» Милушкина построена на позиционной схеме, начиная с первой позиции, где полутон исполняется 1-2 или 2-4 пальцами (прим. 55). Кроме того, состоящая из двух частей «Школа» Милушкина, не подразумевает разделения на обучение оркестранта и солиста. Она скорее рассчитана на воспитание артиста симфонического и камерного оркестра с достойными сольными данными, её приоритет – выписки из оркестровых партий. И если во второй части разбираются методы работы над вибрацией, украшениями, а также игра в позиции ставки большого пальца, то всё это связано с развивающимися в техническом и музыкальном плане оркестровыми партиями.
Известно, например, что ввиду сложности партий нередко приходилось редактировать партитуры симфоний Брукнера. Вклад Боттезини в обучение настоящих профессионалов навсегда отбил охоту извращать партии, а композиторам показал реальные возможности контрабаса. Милушкин, следуя традициям Боттезини, приводит подробные объяснения относительно нюансов игры как простых упражнений, так и авторских переложений популярной музыки. Начальные уроки дополнены иллюстрациями, демонстрирующими правильное держание инструмента и смычка (иллюстр. 4). Оригинальные дуэты для двух контрабасов прививают учащимся навыки игры в ансамбле. В качестве первоисточников А.А. Милушкин использует шедевры оперной и симфонической музыки, романсы, а также революционные песни (иллюстр. 5).
Консервативность Милушкина проявляется в том, что учебный репертуар приводится в строгом соответствии позиционному развитию учащегося, в то время как консервативность Боттезини состояла в постепенном наращивании подвижности и пластичности левой руки. Такие расхождения возможно объяснимы физиологическими особенностями: телосложение русских контрабасистов более массивно. Приводимый же Милушкиным сольный репертуар – старинные сонаты и пьесы, необходим для интеллектуального воспитания оркестрантов, ведь можно сказать, что Боттезини вдохновил композиторов на сочинение очень изящных партий (Р. Штраус, Д. Шостакович, С. Прокофьев). Современники Боттезини впервые услышали как «динозавр запел голосом соловья».
«Метода» для контрабаса Боттезини, автограф которой находится в архиве Рикорди в Милане, была создана в середине 1860-х годов. Более поздние школы – производны от неё, адаптированы под физиологические особенности и те задачи, которые в настоящее время ставятся перед исполнителями.