На свете найдется немало людей, которые могут глубоко чувствовать и всей душой желали бы поделиться своими чувствами с миром. А среди них - немало таких, кто обнаружил в себе эту способность и это желание слишком поздно, чтобы поступать в музыкальную школу. Именно для этих людей мы и попытаемся рассказать о тех законах, по которым существует музыка, чтобы помочь избежать ошибок и облегчить самовыражение.
Изобразительность звуками (музыкой) подчиняется определенным правилам, которые сложились в результате многовековой народной и академической музыкальной практики.
Учение об элементах музыки и их свойствах изложено в музыкально-теоретических дисциплинах; начальной из них является элементарная теория музыки.
Вам не следует забывать, что, несмотря на разделение материала по темам или параграфам, изучаемые элементы музыкальной теории существуют в музыке совместно, взаимодействуют между собой, и зачастую, свойства какого-либо элемента могут проявиться на практике только в сочетании со свойствами других элементов. Поэтому не отчаивайтесь, если при попытке реализовать только что прочитанный параграф в собственных звуках, ожидаемого результата не слышно. Мастерство придет к Вам постепенно, вместе с умением сознательно анализировать, вместе с накоплением разнородных сведений.
Кроме основной задачи - приведения музыкально-теоретических сведений читателя в логическую систему, курс элементарной теории музыки преследует цель содействовать Вашим творческим целям, помогая сознательнее воспринимать музыкальный текст, прививая привычку анализировать слышимое. Элементарные знания и навыки при знакомстве с новым музыкальным произведением (со стороны строения мелодии, ритма, гармонии и формообразования) внесут в Вашу работу большее разнообразие и помогут правильно раскрыть содержание музыкального произведения.
Для того чтобы изучение курса элементарной теории музыки принесло Вам практическую пользу, недостаточно общего, беглого ознакомления с его основными положениями, для этого необходимо сравнительное, терпеливое и неторопливое изучение предмета. Вам значительно помогут регулярные упражнения, которые мы будем прилагать к тексту по каждой теме.
Интервалом называется расстояние между двумя тонами. Если они звучат по очереди, интервал называется мелодическим; если одновременно – гармоническим. Интервалы могут быть консонантными (октава, чистая квинта, чистая кварта, большие и малые терции и сексты) или диссонантными (секунды, септимы и альтерации консонансов – т.е. повышение или понижение тонов консонантных интервалов). Интервалы классифицируются по количеству содержащихся в них тонов и полутонов, и один из тонов интервала принимается за основной, исходный (обычно это нижний тон).
Хотя одновременное звучание двух тонов разной высоты тоже может рассматриваться как аккорд (двузвучие), нормальный аккорд все же должен содержать не менее трех тонов, а следовательно, более одного интервала. Подобно интервалу, аккорд имеет основной тон, обычно тот же самый, что и в интервале, лежащем в основе аккорда. Это может быть нижний тон имеющейся в данном аккорде чистой квинты, а в отсутствие квинты – нижний тон чистой кварты или иного интервала, определяющего структуру аккорда.
Аккорды строятся в соответствии с актуальной на том или ином этапе ладовой организацией. В музыке 18 и 19 вв. аккорды основывались на семиступенной диатонической гамме, мажорной или минорной, в соответствии с расположением в ней тонов и полутонов; классификация аккордов зависела от того, какие тона звукоряда употреблены в аккорде и каким образом это сделано. В диатонических аккордах используются только тона основных звукорядов; аккорды, использующие иные тона, называются «альтерированными», «хроматическими» или «модуляционными» (при переходе из одной тональности в другую). Отношения между тонами звукорядов и аккордами, построенными на этих тонах, называются тональностью; данный термин указывает также на тяготения к центральному тону лада и построенному на нем аккорду – тонике и тоническому созвучию.