Российское музыкальное образование заслуженно считалось одним из лучших, а инструменталисты, закончившие наши музыкальные вузы, работают в оркестрах, ансамблях и музыкальных учебных заведениях всего мира. Русская школа игры на валторне всего полвека назад была уникальной и неповторимой, отличаясь от других исполнительских школ красотой звучания инструмента и духовной насыщенностью музыкального исполнения. В настоящее время русская валторновая школа переживает состояние кризиса. Свидетельством этого являются снижение исполнительского мастерства отечественных валторнистов, тенденция к утрате исполнительских традиций, резкое сокращение научных исследований в области теории и методики обучения и, как следствие, - падение международного авторитета школы. Задача возрождения русской валторновой школы требует выявления причин, вызвавших её регресс, а также разработки более совершенных методов профессиональной подготовки.
Наиболее значительным преобразованием в методике профессиональной подготовки валторнистов, произошедшим за время существования русской валторновой школы, является внедрение в исполнительскую и педагогическую практику двойной хроматической валторны и последовавший за этим постепенный отказ от валторны в строе "F" (Фа) в пользу инструмента "В" (Си-бемоль). Победы российских валторнистов на международных конкурсах хронологически совпадают с появлением в стране двойных хроматических валторн. Последовавший за этим регресс русской валторновой школы совпадает во времени с переходом на валторну "В" как основной инструмент при обучении отечественных валторнистов. Но связать воедино эти факты сложно в силу того, что серьёзные социально-экономические преобразования в России, которые произошли в этот же временной отрезок и отразились на состоянии отечественного музыкального исполнительства, маскируют такое, казалось бы, незначительное на фоне глобальных социальных процессов изменение исполнительской деятельности валторнистов, как тип используемой в обучении валторны.
Профессиональное внимание большинства педагогов и исполнителей того времени было сосредоточено на создании учебно-методических пособий и концертного репертуара. Первые труды по теории и методике обучения игре на духовых инструментах часто были универсальными - в них содержались сведения, необходимые для обучения на любом духовом инструменте. Но начиная с 60-х годов прошлого века теория исполнительства на духовых инструментах стала интенсивно развиваться от общего к частному. Авторы большинства работ стали стремиться к более глубокому изучению проблем, относящихся к вопросам игры на конкретном духовом инструменте. Значимым событием для валторнистов стало появление в 1957 году книги А.И. Усова «Вопросы теории и практики игры на валторне», в которой анализировались основные компоненты исполнительской техники валторнистов и методы обучения игре на валторне. Чуть позже появились работы В.Н. Солодуева, А.А. Янкелевич, В.М. Буяновского. Рекомендации, содержащиеся в этих пособиях, обосновывались большей частью личными наблюдениями авторов и носили достаточно частный характер. В то же время их труды внесли неоценимый вклад в разработку отечественной теории и методики обучения искусству игры на валторне.