Личность Вагнера – при жизни и после смерти – вызывала к себе двойственное отношение. До сих пор многие осуждают гениального в своём возвышенном служении искусству художника за эгоцентризм, антисемитизм, отсутствие моральной щепетильности в личной жизни и в отрыве от реалистичности в творчестве. Однако критиковать личность, одержимую творческой идеей, – неблагодарная задача. Невозможно с одной меркой подходить к оценке профессиональных достижений мастера и его поступкам в личной жизни. Поэтому оценка творчества как и оценка личности Вагнера представляется достаточно трудной.
На материалах журнала «Артист» мы попытались рассмотреть творчество Р. Вагнера, но стоит сказать, что несмотря на богатые описания данные в статьях, на их основании трудно сделать какие либо выводы.
Мысли представленные как в статье Серовой так и в статье Ницше носят исключительно субъективный характер. Никто из авторов не отрицает что композитор был гением, но оба дают характеристику основываясь на своих жизненных ценностях и отталкиваясь от своих пониманий и плохом и хорошем.
В статье Чешихина мы видим более беспристрастную оценку творчества мастера, но она опять же довольно узка, поскольку заключается в рассмотрении лишь одной оперы, которая, несомненно оставила значимый след в творчестве и жизни Вагнера, но пи этом врядли явилась основополагающей.
В заключении стоит сказать что для полного изучения творчества великого немецкого композитора стоит обратиться и к другим материалам, которые дополнят точку зрения высказанную в журнале.