"Снег танцует"

Страница 1

"Снег танцует" ("The Snow is Dancing"). Пьеса построена на чередовании движений обеих рук, но здесь этот прием способствует созданию совершенно иного характера музыки. В ней все зыбко и только выдержанные звуки и аккорды создают некие "центры притяжения". Своим графичным внешним обликом нотный рисунок имеет нечто общее с японскими гравюрами.

Пьеса написана в трехчастной форме. Первая часть - такты 1-33, вторая часть - такты 34 ("Cedez un peu" - "немного замедлить") - 56, третья часть - такты 57-74. Изобретательна фактура, связанная с попеременной игрой обеими руками. В этой пьесе, так же как и в предыдущих, можно проследить несколько этапов фактурного развития. Вначале это простое чередование рук в параллельном и противоположном движении с выдержанными басовыми звуками, затем чередование с перекрещиванием рук. С такта 22 ("doux et triste" - "нежно и печально") в среднем регистре чередуются первые и вторые пальцы обеих рук, добавлен мелодический верхний голос, дублируемый в басу (целотоновое звучание). В такте 34 ("cedez un peu") фактура несколько меняется, сопровождение поручается одной левой руке (место довольно неудобное, поэтому предписанное автором замедление здесь как нельзя кстати). Далее (в тактах 38-43) появляется сопровождение типа выписанной трели с взлетами, "искорками" в конце каждого двутакта. В следующем разделе "cedez un peu" (такт 44) сопровождение в левой руке двухголосное - терцовое тремоло и движущийся бас. Кульминация в такте 49 является своего рода "прорывом", контрастирующим призрачному характеру всей пьесы, - резкие аккорды чередуются с повторением звука первыми пальцами обеих рук. Последующий переход к репризе осуществляется на этом же приеме martellato, но сила звучности сразу же меняется на р, и сами звуковые последовательности - причудливые, построенные на хроматкзмах - снова вводят нас в общую атмосферу пьесы. Реприза значительно меньше первой части по размерам, в нее включена и тема середины, которая очень гибко переходит в заключительные "мерцания" - трель, построенную на чередовании большой и малой секунд.

Напрашиваются некоторые ассоциации с Мусоргским, в частности, с его песней "Жук" (из цикла "Детская"). В конце этой песни тоже встречается "мерцающая" трель18. Кроме того, в начале песни сопоставляется быстрый отрывистый речитатив с выразительным нисходящим мотивом.

Фактурные аналогии легко обнаружить между пьесой "Снег танцует" и другими произведениями самого Дебюсси, например, прелюдией "Что видел западный ветер" (1910, 96), "Балладой о женщинах Парижа".

И, очевидно, не случайное совпадение, а присущая именно Дебюсси композиторская логика заставила его и в детской пьесе, и в "Балладе" следующий, более свободный эпизод изложить почти одинаково (восходящий ход в басу, сочетание триолей и шестнадцатых, повторяющийся верхний голос).

Пьеса "Снег танцует" представляет определенные трудности для исполнения в связи с тем, что, независимо от всех капризных изменений движения и фактуры, пианист должен постоянно сохранять ровность и легкость звука, добиваться очень точного распределения веса руки. Играть следует мягким пальцевым поп legato при несколько фиксированной кисти, которая опирается на выдержанные звуки. Для того чтобы эти звуки брались ровно, без зажатости и поспешности, не нужно стараться их связывать - рекомендуется снимать их вместе с последней восьмой или шестнадцатой, слегка приподнимая кисть к концу такта. Новая трудность, вызванная необходимостью мягко брать левой рукой аккорды и сразу же после этого совершать скачки, возникает в такте 14. Единственный рецепт - учить это место очень ровно, медленно, не допуская никакой торопливости и даже, наоборот. - немного замедляя те места, где возможна непроизвольная спешка (скачок сверху к аккорду). Левая рука в этом эпизоде проходит над правой, а начиная с такта 16 - под правой.

В такте 22 фактура меняется - опора переносится на верхние звуки. В новой теме, которая впервые появляется в такте 34, сопровождение в левой руке оба раза двухголосное, играть его довольно сложно. В тактах 34-37 нужно добиваться самостоятельности этих двух голосов: учить средний голос точным пальцевым staccato, одновременно выдерживая пятым пальцем нижний голос; затем усложнять это упражнение небольшим движением кисти по направлению к верхнему звуку; после этого играть оба голоса при очень четкой их звуковой дифференциации. В такте 38 выписанную трель очень трудно исполнять четвертым - пятым пальцами левой руки, поэтому при первой же возможности - уже на второй четверти - рекомендуем удержать аккорд на педали, а пальцы переменить на более удобные. Разумеется, смена пальцев в трели, так же как и смена рук в такте 39, не должна ощущаться на слух. Тему в левой руке в тактах 40-43 рекомендуем исполнять очень легкими и цепкими пальцами с точным соблюдением фразировки. Трудность здесь заключается в мгновенном переключении во время взлетов - "вспышек" (вторая половина тактов 41, 43). В тактах 44-48 следует опираться на четвертные и половинные звуки в левой руке, играя терцовое тремоло очень легко. Не забывать о синкопах в тактах 47-48.

Страницы: 1 2

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru