Традиции классической полифонии нашли у Шопена неповторимо своеобразное претворение. Имитационная полифония отошла на второй план, взамен того устанавливается контрастное сопровождение темы, возводящее целое на новую ступень выразительности. Живая мысль темы извлекает в собственных интонациях и находит вовне средства для расширения многоголосия, для формирования художественного целого. Сама шопеновская мелодика с ее скрытым многоголосием служит неисчерпаемым ресурсом для явного многоголосия, для полифонии. Этого не достиг никто из предшествующих мастеров западноевропейской музыки XIX века.
Из всего сказанного явствует, что полифония в широком смысле слова имеет очень большое значение у Шопена, сколь бы неожиданным ни казалось это на поверхностный взгляд. Полифонические формы нужны были Шопену и были глубоко истолкованы им применительно к новым художественным задачам его великого искусства. Новаторство шопеновской полифонии неоспоримо.