С момента приезда на родину начинается новый, последний и самый грустный этап в жизни композитора. Его назначают на должность придворного капельмейстера. Должность не маленькую – одну из главных в музыкальном мире России. Но, судя по всему, талант Березовского не нашел применения. При дворе господствует плеяда итальянских музыкантов во главе с Джузеппе Сарти.
И тут происходит еще одно событие, сыгравшее роковую роль в его жизни. Новый фаворит Екатерины Г.А. Потемкин задумал подкрепить свой проект создания государства на юге России открытием в будущей столице – Екатеринославе – музыкальной академии. Она должна была бы соперничать с такими известными академиями, как, например, та же Болонская. Потемкин долго, более 10 лет, «вербовал» нужных для этого людей, приглашал даже Вольфганга Моцарта, а Березовского, как наиболее выдающегося русского композитора, да еще и как дипломированного академика, заочно назначил директором. Но этот проект организации музыкального центра так и не был осуществлен.
Неудачи, очевидно, преследуют композитора. И 24 марта 1777 года жизнь Максима Созонтовича Березовского трагически обрывается. «В припадке ипохондрии он перерезал себе горло»,— писал директор придворных театров Иван Перфильевич Елагин.
Причин такого конца мы не знаем. Но одной из них, быть может, стала нужда. Жил он в последнее время в долг. Другой причиной, может быть, стало то, что Березовский не нашел себя в музыкальном мире России, потерял под ногами «почву». Здесь он был как бы не нужен. А внести новую струю в русскую музыку, что сделал вернувшийся после него из той же Италии Дмитрий Бортнянский, он уже не мог .