Будущему учителю музыки полезно иметь общее представление о принципе работы и строении важнейшего органа звукообразования, понимать, при каких условиях он действует лучше, а при каких хуже.
Гортань, голосовые связки (мышцы), надгортанник, небная занавеска все это – составляющие голосового аппарата.
В силу эластичности сочленений, этот механизм – наиболее подвижный непосредственно "звукородящий" компонент, способный изменять свое рабочее состояние в пении подконтрольно и самопроизвольно. Так, достаточно слегка вобрать корень языка, как этим движением слегка осадится и гортань. И, напротив, стоит немного подать язык вперед к передним зубам, как он увлечет за собой и гортань, она приподнимается. Когда такие смещения гортани происходят сознательно – это может улучшать качество звукообразования и звуковедения.
Гортань – эластичный орган. Снизу она легко присоединена к костям грудной клетки, сверху – к языку и нижней челюсти.
Две упругие, сложного сплетения мышцы – голосовые связки – разделяют гортань на подсвязочную и надсвязочную полости.
Образующие голосовую щель связки при дыхании то сходятся, то расходятся, но не параллельно, а под углом, как раздвигаются пальцы. В вершине образуемого треугольника раздвигаются черпаловидными хрящами, к которым присоединены. Если при вдохе роль связок сводится к пропуску воздушной струи в трахею и дальше, то в пении они еще и колеблются как под напором образующегося под ними воздушного столба, так и независимо – по собственным иннервациям. При неверной фонации связки быстро утомляются, грубеют, теряют эластичность, мобильность, не плотно смыкаются, что неминуемо сказывается на качестве звука. В таком случае необходимо обратиться к врачу – фониатру. Без его рекомендаций и пробовать голос, как при легкой простуде, опасно: насилие над природой может обернуться утолщением связок, а то и узелками. Это приводит к потере голоса.
К вопросу о положении гортани стоит подходить строго индивидуально.
У кого она снижена, а поэтому и звук "посажен" - тому необходимо ее "вытаскивать" и с нею звук.
У кого же начало занятий гортань уже завышена – наоборот приопускать.
Конечно же, ухо учителя должно решать, в каком случае какое "лекарство" применять.
Для поднятия гортани - слегка подать язык вперед; для опущения ее слегка выбрать корень языка и гортань на нужную "чуточку" приподнимается или наоборот опустится.
Л. Джиральдони, профессор Московской консерватории, в "Диссертации о воспитании голоса" рекомендует петь в состоянии пониженной гортани. Это способствует удлинению верхней части, резанирующей звук. Для удержания гортани в таком положении на верхних звуках он рекомендует "пригибать голову к груди, несколько прижимая к ней подбородок".
Для того и другого в процессе работы подбираются упражнения.