Для того чтобы более основательно выяснить отличительные особенности полонеза A-dur Г.Венявского, сравним его с полонезом М. Огиньского “Прощанье с Родиной”.
Полонез а-moll М. Огиньского является достаточно “классическим” образцом этого жанра, хотя это уже не танец, а концертное произведение.
Полонез а-moll М. Огиньского написан в сложной трёхчастной форме с трио, где все части представляют собой простую трёхчастную форму с повторением частей.
Крайние части тематически одинаковые, средняя (Trio) вносит яркий контраст: если в крайних частях характер музыки был лирическим, элегическим, более спокойным, то в среднем разделе – музыка стремительная, энергичная, преобладают фанфарные интонации.
Основная тональность - а-moll.
I часть полонеза написана в сложной трёхчастной форме с трио и неполной, сокращенной репризой, где все части написаны в просоых формах.
С тематической стороны I часть внутри себя однородна. С гармонической – тонально замкнута (а-moll).
В I части – 3 раздела. Первый раздел – экспозиция – представляет собой период неповторного строения, который состоит из двух предложений. Период однотональный (а-moll).Во втором предложении есть расширение приёмом повторения одного такта.
В первом предложении – 4 такта, во втором – 6. Период неквадратного строения.
Второй раздел – середина – вносит некоторый мелодико-ритмический контраст. В ней используется новый тематический материал и элементы из первой части, которые подвергаются мотивной разработке, видоизменению.
В середине преобладает доминантовая гармония (Е-dur), её окончание на тонике Е-dur создаёт предыкт к третьему разделу – репризе.
Середина состоит из ряда построений, имеет более дробные структуры (повторяющиеся с изменениями двутакты), которые образуют “вопросно-ответную” формулу.
Всего в середине 18 тактов. Преобладает серединный тип изложения.
Третий раздел – точная реприза.
II часть – Trio. Представляет собой простую трёхчастную форму с повторением частей. В Trio преобладает экспозиционный тип изложения. Состоит из 3 разделов. Крайние имеют одинаковый материал (3 раздел – точная реприза), средний раздел является контрастирующей серединой, которая имеет новую самостоятельную тему.
Trio тонально замкнуто (а-moll), но его середина написана в подчинённой тональности - С-dur.
Первый раздел имеет форму периода с расширением. В тематическом отношении он основан и на новом материале, и на элементах, взятых посредством вычленения из I части полонеза, подвергшихся разработке.
Первый раздел Trio тонально замкнут. Написан в основной тональности а-moll, но имеет отклонения в С-dur.
Период состоит из двух предложений. Первое предложение (4 такта) – секвенционный материал, проведённый по параллельным тональностям (а-moll - С-dur). Имеет более прозрачную, по сравнению с I частью, фактуру.
Во втором предложении (6 тактов) развивается материал из I части, в нём есть расширение приёмом повторения фразы (двух тактов), но с разными окончаниями.
Второй раздел – контрастирующая середина (является как бы основной частью данного трио), построена на новом тематическом материале. Основана на проведении ритмо-формулы полонеза в аккордовой фактуре.
Тематический контраст подчёркивается контрастом тональным. Середина написана в параллельной тональности - С-dur. Представляет собой модулирующее построение из 6 тактов, которые являются как бы предложением с расширением приёмом отклонения и модуляции в параллельную тональность а-moll.
Третий раздел – реприза – представляет собой точное повторение первого раздела.
III часть сложной трёхчастной формы – абсолютно точная реприза da capo. Она не выписана, а обозначена ремаркой. Выполняет функцию утверждения первоначальной музыкальной мысли, создавая обрамление формы.