Состоявшаяся во второй половине 60-х рок-революция не могла пройти мимо джаза. Большинству молодых джазовых музыкантов в равной степени были близки как эстетика джаза, так и гениальные в своей простоте и искренности «Биттлз» и «Роллинг Стоунз», раннее творчество которых созвучнее таким направлениям народной музыки, как фолк и блюз, чем джазу и симфонической музыке. Бунтарский дух и молодая энергетика рока не могли не прийтись по душе джазменам – ведь именно эти качества были присущи, скажем, бопу или фри-джазу на заре их становления. К тому же начиная с эры бибопа, джаз все более усложнялся, утрачивая массовую, и в первую очередь молодежную, аудиторию – ведь молодежи всегда хочется потанцевать, а делать это гораздо проще и приятнее под тех же «Битлз», чем под Колтрейна или Сесила Тейлора.
Сейчас трудно установить, кто впервые создал сплав джаза и рок-музыки. Начиная с 67 года известные джазовые музыканты, такие, как Гэри Бэртон, Ларри Кориелл, Джереми Стейг, пытались воплотить эту висящую в воздухе идею. Примерно то же время во встречном направлении двигались музыканты наиболее интеллектуальных рок-групп, такие, как английские Soft Machine Pink Floyd , King Crimson и американские Blood, Sweat & Tears и Chicago. Уже в революционном альбоме «Битлз» Sgt. Pepper’s Lonely Heart Club Band, вышедшем в 67 году, широко используются приемы джазовой оркестровки. Вложили свою лепту и американские черные музыканты - исполнители музыки соул, впитавшие джаз и блюз с молоком матери: Рэй Чарльз, Арета Франклин, Отис Рэддинг, Джеймс Браун, Уилсон Пиккетт и многие другие. В их творчестве вокальные традиции блюза, госпел и спиричуэлс успешно совмещались с гитарными роковыми риффами и джазовой духовой секцией.
Наиболее значительное влияние как на рок-музыку, так и на джаз в 70 годы оказала группа Chicago. Близкая им по стилю Blood, Sweat & Tears распалась в 1974 году, успев создать ряд ярких произведений, которые до сих пор исполняются джазовыми и рок-музыкантами. На протяжении 70-х годов группа Chicago являлась одним из ведущих джаз-роковых коллективов в мире, в 80-х, к сожалению, уступив веяниям моды и начав исполнять коммерческую популярную музыку (весьма успешно) – возможно, сказалась творческая усталость и возраст музыкантов: все-таки рок – музыка молодых.
Группа Chicago образовалась, соответственно, в одноименном городе в 68 году. В первоначальный состав входили исполнитель на клавишных инструментах Роберт Лэмм, гитарист Терри Кац, бас-гитарист Питер Сеттера, барабанщик Дэниел Серафин и духовая секция в составе: Ли Лафнэн, Джеймс Панков и Уолтер Пэрэзайдер
Быстро добившись популярности, после выхода своего первого альбома музыканты переехали в вотчину американского шоу-бизнеса – Лос-Анджелес, сохранив, однако, уже прогремевшее название. В составе ансамбля на протяжении 70-х больших изменений не происходило. Переломным моментом в их творчестве стала внезапная смерть в 79 году выдающегося рок-гитариста Каца, по-видимому, оказавшегося незаменимым.
Для творчества Chicago в лучшие их годы были характерны незаурядный мелодизм и слаженное многоголосье, отчасти напоминающие поздних «Битлз». Их духовую секцию признают лучшей в джаз-роке первой половины 70-х: яркое специфическое звучание было достигнуто за счет филигранной сыгранности и превалирования звучания трубы и тромбона над саксофоном (виртуозные, резко обрывающиеся вставки, исполняемые духовой секцией одновременно, напоминают фразировку, свойственную музыкантам бопа). Органичный синтез легко запоминающихся мелодий, джазовой гармонии и импровизации и выразительных средств авангардного рока выделяли группу на общем фоне коллективов, работавших на стыке рока и джаза.
Во второй половине 70-х годов достиг своего расцвета стиль фьюжн (fusion – сплав). У истоков фьюжн стояли известные джазовые исполнители, стремившиеся обогатить традиционное джазовое звучание электронными и этническими инструментами и ритмами: Майлс Девис, Джордж Бенсон, Хэрби Хэнкок, Чик Кориа, Билли Кобхэм, Джон МакЛафлин, Джордж Дюк, группа «Weather Report» и другие.
Показательный пример – братья Ренди и Майкл Брекеры. Их отец был джазовым пианистом – любителем, находившимся под некоторым влиянием бопа, и они росли в атмосфере этой музыки. Еще в юные годы их подхватила волна рок-музыки 60-х годов. Оба учились в университете штата Индиана, в котором отдавалось предпочтение музыке биг-бэндов, ориентирующихся на боп. Они получили хорошую подготовку как в джазе, так и в рок-музыке, владея также стилями ритм-энд-блюз и фанки. Естественно было ожидать от них синтеза этих стилей, что и произошло в рамках ансамбля Dreams, в который входил барабанщик Билли Кобхем.
В отличие от предшествовавшего джаз-рока, музыка фьюжн была преимущественно инструментальной, и создавалась в основном джазовыми музыкантами-профессионалами, в большой степени использовавшими приемы кул и фри-джаза (и в прошлом активно работавшими в этих стилях). Хотя новому стилю поначалу пришлось преодолевать скептическое и даже неприязненное отношение джазовых музыкантов, он быстро приобрел популярность достаточно широкой публики, в плане коммерческого успеха оставив далеко позади предшествовавшие стили джаза. Однако, несмотря на то, что добрая половина альбомов Бенсона, Дюка и даже Хэнкока грешит популизмом, в лучших своих творениях они оказались на высоте, переосмыслив достижения джаза, вдохнув в них новую жизнь и продолжив традицию джазового экспериментаторства. Правда, поиск их проходил в направлении не столько развития теории джаза, сколько расширения его музыкальных границ, использования новых инструментов и ритмов.