Выступления в «Файв Спот» вызвали настоящий переполох. Многие музыканты откровенно выражали презрение: их раздражало то, что Коулмен играл на пластиковом альт-саксофоне, а Черри – на карманной трубе размером с половину обычной, но с нормальным звуком. Тем временем Коулмен был уже с восторгом принят в артистических и светских кругах Нью-Йорка.
В 1960 году Орнетт Коулмен выпустил одну из самых важных пластинок авангарда: «Free Jazz». Она была записана с ансамблем, который Коулмен называл двойным квартетом – видимо, по аналогии с двойными квартетами Джованни Габриэли. В ансамбль входили контрабасисты Чарли Хэйден и Скотт Ла Фаро, барабанщики Хиггинс и Блекуэлл, трубачи Черри и Фредди Хаббард, кларнетист Эрик Долфи и, конечно, сам Коулмен. Композиция лишена темпа, метра, аккордов и даже не привязана к строгому темперированному строю. В ряде эпизодов с трудом обнаруживается то, что можно назвать мелодией. Каждый из солистов участвует в исполнении короткой темы. Темы представляют собой серии из десяти-двенадцати долгих звуков, исполняемых группами инструментов. Вступительный эпизод – это все, что можно выделить с точки зрения формы. На конверте альбома была репродукция знаменитой картины Джексона Поллака «Белый свет», на которой цветовые линии переплетаются между собой в совершенно случайных сочетаниях.
В середине 60-х годов целый ряд музыкантов освоил новый стиль. Среди них – саксофонисты Арчи Шепп, Альберт Айлер, Стив Лэйси и негритянский исполнитель из Дании Джон Чикаи, трубач Дон Айлер, барабанщики Сани Мюррей и Милфолд Грэйвз, тромбонист Росуэлл Радд.