Мятежный боп

Страница 2

Клуб, которым до Хилла владел Генри Минтон, представлял собой обветшавшее строение на 118 улице, и едва сводил концы с концами. Следует отдать дань дальновидности Хилла, сделавшего ставку на молодых экспериментаторов, которые к тому же стоили ему гораздо дешевле, чем модные исполнители. Таким образом, появился первый знаменитый экспериментаторский ансамбль, в состав которого вошли: барабанщик Кенни Кларк, пианист Телониус Монк, контрабасист Ник Фентон, трубач Джо Гай и игравший на тромбоне Диззи Гиллеспи.

Слух о том, что в клубе у Минтона играют нечто небывалое, сработал лучше любой рекламы. Сюда потянулись именитые музыканты, такие, как Бен Уэбстер, Бенни Гудмен, Чарли Крисчен.

Осенью 1941 года Телониус Монк и Кенни Кларк узнали о безвестном саксофонисте по имени Чарли Паркер, который играл в ночном заведении «Клар Монроз Аптаун Сити», и их заинтересовывает новая концепция джаза этого молодого саксофониста. Вскоре он влился в коллектив Диззи Гиллеспи. Более состав ансамбля не менялся. Работая в этом составе, музыканты ввели ряд новшеств.

Их игра сильно отличалась от игры их предшественников. Новым, в частности, было то, что они широко использовали альтерированные аккорды; а Диззи Гиллеспи использовал повышенные третьи ступени в мажорных аккордах. Если свингеры играли в темпе 100-200 ударов метронома в минуту, то боперы стали набирать скорость до 300 ударов и даже более; однако баллады они играли исключительно в темпе менее 100, даже 80, - как блюзы. В отличие от свингеров, боперы не делили доли на неровные длительности, а играли как можно ровнее. Исполняя длинный пассаж, музыканты нового направления пытались избегать граунд-бит, (что особенно характерно для Чарли Паркера), а расставление акцентов перешло с on-bit на off-bit, то есть на вторую и четвертую доли в четырехдольном размере. Поначалу фразы заканчивались на первой и третьей долях, так как мышление музыкантов все еще оставалось традиционным, но уже к 1940-му году Паркер и Гиллеспи стали играть, заканчивая свои фразы на второй и четвертой долях такта

Джаз до БОПА можно сравнить с классической музыкой до 17 века: революция произошла! «Когда я играл «Cheeroke», мне захотелось изменить верхние интервалы в сопровождении, которое я играл: я был на седьмом небе от счастья!» - рассказывал Чарли Паркер. Из-за особенностей изменения фразеологии музыканты свинга не способны были играть в стиле бибоп (например, знаменитую композицию Диззи Гиллеспи «Salt Peanuts») Еще одной особенностью бопа было то, что основой ритмической группы постепенно становится контрабас: исполнитель на духовом инструменте должен был отходить от фортепианного сопровождения для того, чтобы удавалось брать альтерированные аккорды

Весной 1944 года Билли Экстайн и Гиллеспи договорились о создании большого оркестра. Сначала к ним присоединилась вокалистка Сара Воэн, затем и сам Паркер. К этому периоду относятся первые записи боперов, но пока еще в рамках свинга, хотя уже используется новая гармония (например, в известной теме Диззи Гиллеспи «Woody’n You»).В записи приняли участие Коулмен Хокинс, Диззи Гиллеспи, Макс Роуч и Лео Паркер.

В феврале-марте 1945-го года проходит запись сольного альбома Чарли Паркера и Гиллеспи – «Классика джаза». Это - самые значительные записи Гиллеспи.

В результате своей творческой деятельности Диззи Гиллеспи стал пионером латиноамериканского джаза. Он впервые ввел в джазовую инструментовку бонги и конго. Стоит упомянуть, что некоторое время с Диззи Гиллеспи играл Чарли Позо - неплохой в то время барабанщик, к сожалению, рано ушедший из жизни. К 1950-му году Гиллеспи окончательно оправился от влияния стиля Элдриджа. Он стал бесспорным корифеем джаза.

Боп только в 1944 году стал официально признанным стилем джаза. В 1945 у него была уже достаточно большая аудитория. Боп был связан непосредственно с жизненной позицией музыканта, выражавшейся в его манере говорить, одеваться, вести себя в обществе. Впоследствии, как это обычно бывает, на смену бопу придет совершенно противоположное течение: кул (cool – холодный).

В развитии джазовых стилей можно проследить важную тенденцию возрастания независимости джаза от вкусов и морали широкого общества: Джазовый музыкант 20-30х годов помимо прочего вынужден был заниматься увеселением публики – достаточно вспомнить гримасничающего Армстронга в атласном костюме и Билли Холидей в белых перчатках и с крупной гарденией в волосах. Боп становится уже более интеллектуальным, самодостаточным и требующим от слушателя определенной подготовки.

Именно боп, собственно, явился толчком к изживанию расовой дискриминации, обостренной в начале 20 века в США, к изживанию амплуа джазового музыканта - «черного шута». Это было своего рода проявлением бойкота «миру для белых». Поэтому даже внешне боперы уже выглядели иначе, чем предшествующее поколение музыкантов: Гиллеспи - всегда экстравагантный - потешал публику остроумными репликами, Монк имел привычку надевать совершенно немыслимые шляпы, Паркер и вовсе никогда не задумывался о том, как он одет, в любом виде вызывая овации зала.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.musicexplore.ru