Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции
хора – произношения гласных и согласных – и орфоэпии
– соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. Хоровое произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формированию звука в высокой позиции, достижению яркого и близкого звучания, помогает достигать наибольшей силы звучания при экономной затрате энергии. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата
певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат. Особое внимание следует обратить на рот певца. Очертание губ и раскрытие рта при пении отдельных слов должны соответствовать той или иной произносимой гласной.
Хоровая дикция имеет свои специфические особенности. Во-первых, она певческая, вокальная, что отличает её от речевой (бытовой, и сценической). Во-вторых, она коллективная. Поэтому будет более точным определять её как вокально-хоровую. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Но не менее важно научить певцов правильно формировать и произносить гласные (в частности, обучить их приёму редуцирования гласных), законам и правилам логики речи. Редукция гласных в пении имеет различные формы. Безударные Аи Э
ослабляются динамически и произносятся фонетически менее ярко, чем ударные, безударное О
в большинстве случаев произносится, как А.
Безударное Я
произносится как «Яе» (грЯеда, памЯеть), но на конце слова всегда должно звучать чисто. В большинстве случаев редукция Е
в пении решается динамическим ослаблением этого звука. Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Безударное Ов этом случае произносится как ясное А.
Согласные звуки распадаются на несколько групп. Сонорные согласные – м, н, л, р
- звуки, которые можно петь, точно интонировать. Остальные согласные этих качеств лишены.
Шесть первых согласных русского алфавита – звонкие, произносятся с участием голосовых связок, остальные, кроме сонорных, - глухие, в их произношении голосовые связки не участвуют. Большинство звонких и глухих согласных произносятся твёрдо и смягчённо. Глухие ц, х, ч
не имеют парных звонких.
Отличительной особенностью вокально-хоровой дикции
является использование всеми певцами хора единых правил и приёмов артикуляции.
Некоторые из них.
1. Красивое, выразительное звучание гласных обеспечивает красоту вокального звука, и наоборот, плоское звучание гласных приводит к плоскому, некрасивому, невокальному звуку.
2.
Если в слове или на стыке слов две гласных стоят рядом, то в пении их нельзя сливать – вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы произнести вновь, например: ни огня; не увидит; но остался.
3. Чем протяжённей редуцированный гласный, тем ближе его звучание к вокальной речи; чем он короче – тем ближе к разговорной. Например; при исполнении хором М.И. Глинки «Попутной песни»
редуцированные гласные в рефрене, построенном на быстром скандировании, напоминающем скороговорку, произносятся неясно, как в речи; а в певучих эпизодах – полно и протяжно.
4. Достижение однотембрового звучания гласных тесно связано со стабильностью артикуляционной формы в процессе пения.
5. В отличие от гласных, которые поются максимально протяжённо, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведением, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся.
6. Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила ведёт в хоровой практике к так называемым «подъездам», а иногда и к нечистому интонированию.
7. Нечёткое, невнятное произношение заканчивающих слово согласных затрудняет понимание текста.