новаторский гармонический фортепиано прокофьев
В музыковедческой литературе признано, что гармония Прокофьева – яркий образец современного гармонического стиля, широко использующего новые выразительные возможности и в то же время сохраняющего ясную линию преемственности.
В цикле «Детская музыка» С.С. Прокофьев использует немало новейших приёмов, среди которых:
1) Использование фонической окраски созвучий как мощное выразительное средство;
2) Использование приёма «тихой кульминации»;
3) «Прояснение» функциональной окраски – реализация художественного замысла произведения;
4) Применение неклассической гармонизации, в том числе, введение «прокофьевской» доминанты;
5) Приём «разомкнутой поступенности»;
6) Использование средств мажоро-минорной (одноимённой) системы;
7) Своеобразная и современная стилизация русской музыки;
8) Способы перехода в другие тональности, их сопоставление и скорость смен тональностей;
9) Использование средств однотерцовой системы;
10) Приём одновысотной мажоро-минорной системы.
По словам Ю. Холопова, «Прокофьев убедительнейшим образом доказал, что новая гармония позволяет с большей эмоциональной силой и непосредственностью, с большей остротой и проникновенностью может выразить новое содержание искусства нашего времени, чем это может сделать старая гармония. Отказавшись от условностей форм старой гармонии, новая музыка достигает того совершенства, которого достигала старая гармония, в свое время отказавшись от условных норм и ограничений предшествующей ей эпохи. Новая гармония в лице Прокофьева доказала также, что, отказавшись от стройной системы средств логической организации старой гармонии, она находит в себе самой новые возможности подобной организации, достигая музыкальной логики и красоты новыми средствами» [7, С. 428].