Известно, что синкопа (гр.synkope – обрубание, сокращение) поначалу возникла в ударной инструментальной музыке африканских народов, а затем стала одним из характернейших выразительных средств американского негритянского джаза.
Основная модель синкопы в эстрадно – джазовой музыке - и её варианты,
№6
Синкопирование происходит двумя способам. Сравним примеры 7и 8.
№7
В примере №7 синкопирование происходит за счёт запаздывания доли:
В примере №8 синкопирование образуется из-за смещения метрических акцентов и опережения метрических долей:
Таким образом, можно «раскрасить» музыкальную ткань путём предвосхищения, опережения тактовых долей, либо, наоборот, путём запаздывания, «оттяжки», при этом не отходя от основной метрической канвы. В джазе подобный приём получил название «off- beat» ( «офф-бит», т.е.- буквально-«мимо доли», а «не в долю»), смещение доли с 1- 3-й доли такта на 2 и 4 –ю доли. Техника «офф-бит» пришла из африканской музыки. Для более полного ощущения «офф-бит» рекомендуется стучать ногой на 2 и 4-ю доли такта – этот приём способствует развитию координации и даёт импульс движению музыкальной речи вперёд.
5. Конфликт между акцентировкой импровизационной линии солиста и акцентами ритм-группы.
№9
Солист, Ф-но, Ударные, К. Бас
Как видно из примера №9, акценты в мелодии частично не совпадают с акцентами ритм – секции. Что создаёт определённое напряжение между одновременно звучащими ритмическими контрапунктирующими построениями.
В следующих примерах свинговая природа проявилась в несовпадении ритмических акцентов в партиях левой и правой руки:
№10
№10 (а)