Гамма - это звуки лада, расположенные подряд.
Слоговые и буквенные (латинские) обозначения звуков гаммы:
Слоговые обозначения |
До |
Ре |
Ми |
Фа |
Соль |
Ля |
Си |
Сиb |
Буквенные обозначения |
C |
D |
E |
F |
G |
A |
H* |
B* |
Тринскрипция |
[цэ] |
[дэ] |
[е] |
[эф] |
[гэ] |
[а] |
[ха] |
[бэ] |
В американской системе буквенной нотации для обозначения Си - используется В, а Сиb - Bb
Другие обозначения |
мажор |
минор |
диез (#) |
бемоль (b) |
дубль-бемоль (x) |
дубль-диез (bb) |
Буквенные |
Dur* |
moll* |
is** |
es** |
isis** |
eses** |
Транcкрипция |
[дур] |
[моль] |
[ис] |
[эс] |
[исис] |
[эсэс] |
При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто обозначают тональность большой или маленькой буквой: A-Dur = A, c-moll = c **При образовании названий нот окончание присоединяется к названию ноты, например: C + is = Cis (До-диез), D + es = Des (Ре-бемоль). Исключения: Ля-бемоль = As, Ми-бемоль = Es, Си-бемоль = B
Лады
Лад - это 2 группы звуков - устойчивые и неустойчивые - которые взаимосвязаны между собой. В европейской культуре наиболее употребимы 7-ступенные лады, построенные подряд по тонам и полутонам. Эти лады могут быть постоены от любого из 12-ти звуков темперированной системы.
· Мажорный лад (мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (например: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до) Устойчивые звуки (I-III-V) образуют мажорное трезвучие
· Минорный лад (минор): тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (например: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля) Устойчивые звуки (I-III-V) образуют минорное трезвучие
Неустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в рядом стоящие устойчивые.
Ладовые разновидности мажора и минора
· Гармонический
· Мажор гармонический - понижается VI ступень (VIb) Минор гамонический - повышается VII ступень (VII#)
· Мелодический
· Мажор мелодический - понижаются VI и VII ступени (VIb, VIIb) Минор мелодический - при движении вверх повышаются VI и VII ступени (VI#, VII#), при движении вниз повышение отменяется и используются ступени натурального минора.
Тональность - это высота лада.
Какие бывают тональности:
· одноименные (имеющие общую Тонику): До-мажор и до-минор
· параллельные (имеющие одинаковое количество ключевых знаков): До-мажор и ля-минор
· энгармонически равные (одинаковые по высоте (звучанию), различные по написанию): До-мажор и Си#-мажор
· родственные тональности (тональности, тонические трезвучия которых расположены на ступенях данного лада: это будут Т, S, D и их параллельные тональности + мажорная D в миноре и минорная S в мажоре)
Лады народной музыки и другие
1. ионийский = мажор
2. дорийский = минор + #VI (высокая VI)
3. фригийский = минор + bII (низкая II)
4. лидийский = мажор + #IV (высокая IV)
5. миксолидийский = мажор + bVII (низкая VII)
6. эолийский = минору
7. локрийский (гипофригийский) = минор + bII + bV (тоника - уменьшенное трезвучие)
Простой способ запомнить лады народной музыки - это построить их подряд от всех нот До-мажора: