Прелюдия ор. 11 № 2 характеризуется удивительным сочетанием рациональной организованности формы с эмоциональной экспрессивностью музыки. Несмотря на принадлежность к сочинениям раннего периода в пьесе отражены типичные для всего творчества Скрябина образы: беспокойный поиск, стремление к чему-то высшему, переживания, обладающие утонченностью и искренностью выражения. Разнообразие использованных композитором музыкальных средств определяет широкий спектр эмоциональных оттенков, обогащающих главенствующее в пьесе мятежное чувство. Многие из них привносятся с помощью разных музыкальных элементов.
Так, оттенок тревоги и душевного волнения создается благодаря изменчиво-прихотливой ритмике, ладовой неустойчивости и обилию диссонансов в гармонии. Нервное возбуждение передается с помощью заостренной "извилистости" мелодии и внезапных тональных сдвигов. Хрупкость и нежность привносятся в музыку за счет предельно проясненной фактуры, главенства высокого регистра, а правдивость передаваемых эмоций подчеркивается тонкими градациями темпа и динамики. Задумчивость и мелонхоличность отражаются в легком вальсообразном движении, при этом "размытость" жанровых черт способствует созданию ощущения мимолетности сменяющих друг друга эмоциональных оттенков. При столь значительной психологической насыщенности сдерживающим фактором, не позволяющим эмоциям стать неуправляемыми, является четкая композиционная структура, которая как бы заключает чувства в определенные рамки.
Среди задействованных в прелюдии № 2 музыкально-выразительных средств первостепенное значение с точки зрения тонкости передачи эмоциональных оттенков, на наш взгляд, является гармония. Основанная на выработанных композиторами-романтиками закономерностях, она охватывает широкий круг разнообразных приемов, связанных со своеобразной трактовкой тональности (смешение различных видов минора), аккордов (изменение структуры за счет введения заменных тонов) и их функциональной принадлежности (нарушения функциональной логики, эллипсис). Вместе с тем, гармония в пьесе является носителем национальных русских черт музыкального языка. В ней преобладают плагальные обороты, которые характерны для русских народных песен, а гармоническая вариантность различных построений (звеньев секвенций, предложений периодов) аналогична приемам варьирования, свойственным русскому крестьянскому фольклору.
Прелюдии ор. 11 Скрябина являются "наследницами" традиций этого жанра романтической музыки, почерпнутых из творчества Ф. Шопена и А. Лядова – мастеров фортепианной миниатюры. Тем не менее, Скрябин для воплощения своих пьес выбрал исключительно яркий и оригинальный музыкальный язык, расширивший выразительные возможности музыкального искусства его времени.