Чайковский «Щелкунчик».
Основой для балета послужила детская сказка немецкого писателя Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которые приснились ей после веселого праздничного вечера новогодней елки. Реальная жизнь переплетается здесь с вымыслом и фантастикой. Каждый из персонажей имеет свою музыкальную характеристику. Музыка правдиво передает детские переживання.
В балете два действия. Во втором действии представлен красочннй дивертисмент (это вереница разнообразных танцев, которые не связаны непосредственно с развитием действия).
Каждый танец из дивертисмента имеет своє название: шоколад (испанский танец), кофе (арабский танец), чай (китайский танец), танец пастушков, «Вальс цветов», танец фей Драже.
2. Творчество Л. Бетховена
Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор. В его творчестве классическая музыка достигла своей вершины. Могучий расцвет его творчества совпал с началом XIX века. Современник событий французской революции, Бетховен впервые в музыке с такой силой выразил героические устремления народа.
Творческое наследие
: 9 симфоний, увертюры, концерты, инструментальная музыка, 32 сонаты для фортепиано, опера «Фиделио».
Среди фортепианных сонат самыми известными являются: «Патетическая», «Аппассионата», «Лунная». <;;;•' З УїіїРШ .т■*.:••
Завоевала любовь народа симфония № 5. Строение ее традиционно - 4 части. Но впервые Бетховену удалось сделать четырехчастный симфонический цикл столь единым и неразрывным. Все части обьединены одной повелительной темой (темой судьбы), которая звучит вначале как эпиграф.
Героическим настроением проникнута и увертюра из музыки к трагедии Гете «Эгмонт». Интерес Бетховена к судьбам народа, стремление в своей музыке показать борьбу как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу – основное содержание героических произведений композитора.
3. Українські композитори радянського періоду
м
Становления української радянської композиторської щколи відбувається у 20-ті роки. Біля її основ стояли композитори-класики - Стеценко, Степовий, Леонтович. Формується молода композиторська школа - це Л. Ревуцький, П. Козицький, Б. Лятошинський, Г. Верьовка, М.Коляда. У 1918 році на Україну приїжджає випускник Петроградської консерваторії В. Косенко - композитор і піаніст. Він широко включається в роботу.
Діяльність згаданих композиторів уже в 20-ті роки досягла значних успіхів. Було створено яскраві музичні композиції, які стали важливим етапом у роз витку української культури.
Найбільшої популярності здобули твори: опери "Богдан Хмельницький'' Данькевича "Милана" Майбороди, "Лісова пісня" Кирейка, симфонія-кантата Штогаренка. "Україно моя".
На музичному небосхилі України 60 - 70-х років з'являються; імена: Л. Грабовський, М. Скорик, В.Сильвестров, В. Губаренко, Є. Станкович, Л. Дичко, Ю.Іщенко, О. Кива та ін. Якщо перші пошуки молодих композиторів були пов'язані з камерно-інструментальною музнкою, зокрема мініатюрою, то в ці роки молодь працює майже в усіх жанрах.
Билет 6
1. Опера
•
Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. В ее исполнении участвуют оркестр, хор, певцы и нередко танцоры. В опере соединяются различные виды искусства:- драма и музыка, пение и танец, игра актеров и мастерство живописцев-декораторов.
Сюжетом для оперы чаще всего служит какое-либо литературное произведение. На его основе создается текст оперы - либретто. В зависимости от содержания, оперы бывают исторические («Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Война и мир» Прокофьева), бытовые («Проданная невеста» Сметаны, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского), сказочные («Волшебная флейта» Моцарта, «Снегурочка» Римского-Корсакова).