Экзаменационные билеты по музыкальной литературе
Билет 1
1. Содержание музыкальных произведений. Выразительные средства музыки.
2. Исторические оперы русских композиторов.
3. Творчість М.В. Лисенка.
Билет 2
1. Музыкальные жанры: песня, танец, марш.
2. Русское искусство второй половины XIX века.
3. Творчість К.Г. Стеценка.
Билет 3
1.
Программно-изобразительная музыка. Мусоргский «Картинки с выставки».
2. Творчество В.А. Моцарта.
3. Хорові концерти українських композиторів.
Билет 4
1 . Музыка в театре. Григ «Пер Гюнт»
2. Творчество М. И. Глинки
3. Симфонічна творчістъ українських композиторів
Билет 5
1.
Балет. Чайковский «Щелкунчик».
2. Творчество Л. Бетховена.
3. Українські композитори радянського періоду.
Билет 6
1. Опера.
2. Развитие музыкального искусства в советский период.
3. Творчicть М. Леонтовича.
Билет 7
1. Сонатно-симфонический цикл. Симфонический оркестр.
2. Творчество П. И. Чайковского.
3. Український фольклор.
Билет 8
1. Сонатная форма. Фортепианное творчество венских классиков.
2. Творчество композиторов советского периода.
3. А. Штогаренко. Симфонiя-кантата "Україно моя".
Билет 9
1. Полифония. Творчество И.С. Баха.
2. Развитие жанра романса в русской музыке.
3. Оперна творчiсть українських композиторiв.
Билет 10
1. Творчество Ф. Шопена.
2. Опера-сказка в творчестве русских композиторов.
3. Творчiсть Л. Ревуцького.
Ответы на зкзаменационные билеты
Билет 1
1. Содержание музыкальных произведений. Выразительные средства музыки
В произведениях искусства человек рассказывает об окружающей его жизни.
Содержание песни, романса, хора легко пересказать, так как музыка звучит вместе со словами. В опере или балете на сцене театра происходят события, которые можно увидеть. Но в инструментальных произведениях содержание раскрывается только в музыкальных звуках, его можно почувствовать и понять. Иногда композитор дает произведению название и тем самым поясняет его содержание. Наиболее часто встречаются:
1) тема исторического прошлого (опера «Иван Сусанин» Глинки, опера «Война и мир» Прокофьева)
2) тема народного быта (оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», фантазия для оркестра «Камаринская» Глинки)
3) в основе - произведения литературы и народного творчества (романсы и песни на стихи Пушкина, Лермонтова и др.; оркестровая пьеса Лядова «Кикимора»)
4) образы природы («Рассвет на Москве-реке» из оперы Мусоргского)
5)современная жизнь людей (опера Кабалевского «Семья Тараса», оратория Прокофьева «На страже мира»)
Создавая музыкальное произведение, композитор пользуется определенными выразительными средствами. К ним относятся:
1. Мелодия
- основа музыкального искусства. Мелодией называется одноголосная последовательность различных по высоте и длительности звуков. Мелодия выражает определенную музыкальную мысль.
Напевная, песенная мелодия называется кантиленой.
Мелодия, в которой певучесть сочетается с гибкостью человеческой речи, называется речитативом
.
Инструментальная
мелодия может содержать большие скачки, хроматическое движение, украшения.
2. Ритм
организует мелодию во времени. Особенности ритма влияют на характер мелодии. Преобладание ровных длительностей при спокойном темпе делает мелодию плавной. Разнообразие длительностей придает ей изящество, гибкость.