Среди виднейших зарубежных виолончелистов, сыгравших заметную роль в развитии классической виолончельной школы XVIII в., - итальянец Л.
Боккерини, француз Ж. Л. Дюпор, чех А. Крафт. Виртуозно-романтическое направление XIX в. представляют немецкий виолончелист Б. Ромберг и бельгиец Ф. Серве (концерты Ромберга и фантазии Серве сохранили лишь педагогическое значение).
Художественный расцвет виолончельного искусства, начиная с конца XIX в. связан, прежде всего, с исполнительской деятельностью выдающегося испанского музыканта Пабло Казальса, а позднее - Г. Касадо, М. Марешаля, Э. Майнарди. Среди современных зарубежных виолончелистов: А. Наварра, З. Нельсова, Л. Роуз, К. Вилкомирский, М. Садло, П. Тортелье, М. Жендрон, П. Фурнье, Л. Гельшер, Ж. Дюпре, Я. Штаркер, А. Янигро…
Русское виолончельное искусство XVIII в. и 1-й пол. XIX в. выдвинуло ряд талантливых исполнителей из крепостных, а затем разночинных кругов (И. Хорошевский, А. Волков, И. Лобков, В. Мешков, И. Подобедов). Высокого профессионального уровня достигло мастерство Н. Б. Голицына и М. Ю. Виельгорского. Благодаря исполнительской деятельности К. Ю. Давыдова русская виолончельная школа становится одной из ведущих исполнительских школ мира. Среди выдающихся воспитанников возглавлявшейся им русской классической виолончельной школы - его ученик А. В. Вержбилович, а также А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, И. И. Пресс, Е. Я. Белоусов, Л. Б. Ростропович, Г. П. Пятигорский, В. Т. Подгорный.
Старшее поколение советских виолончелистов (А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, А. Я. Штример, К. А. Миньяр-Белоручев.) передало лучшие традиции исполнения советской виолончельной школе, пользующейся мировой славой; среди крупнейших представителей этой школы - С. Н. Кнушевицкий, М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран. В 1960-70-е гг. выдвинулась блестящая плеяда молодых советских виолончелистов, лауреатов международных конкурсов.
В истории существует интересный факт: великий мастер оркестра, композитор, музыкант, дирижёр, такой как Иоганн Себастьян Бах, ни разу не посвятил виолончели сольной певучей партии в оркестре, в которой она могла бы блеснуть своими качествами. Бетховен был, несомненно, первым композитором - классиком, кто оценил инструмент по достоинству. Он угадал истинное достоинство виолончели и поставил её, на то место в оркестре, какое ей подобает по праву.
Уже позднее, такие композиторы – романтики, как Мендельсон, Давыдов, Шостакович, Вебер - ещё более углубили выразительные средства виолончели в оркестре. Им понадобилась уже звучность таинственная, фантастичная и возбужденная, и они, найдя её в звуках виолончели, воспользовались ею достойнейшим образом.
Великий композитор Пётр Ильич Чайковский, особенно богато использовал виолончель в своём произведении Вариации на тему “Рококо”, где представил виолончели такие права, что сделал это своё небольшое произведение достойным украшением всех концертных программ, требуя от исполнения подлинного совершенства в умении владеть своим инструментом, чтобы подчеркнуть величие и достойность этого прекрасного инструмента. виолончель инструмент композитор репертуар
Можно выделить ещё несколько композиторов, выше упомянутых, написавших концерты для виолончели: Камиль Сен-Санс, Роберт Шуман и Антонин Дворжак. Концерты Шумана и Дворжака следует отнести к числу любимых, но также довольно редко исполняемых произведений.
Наибольшим успехом у слушателей пользуется, пожалуй, концерт Сен-Санса и, к сожалению, редко исполняемый тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена. Идея в принципе была общей – показать инструмент с разных сторон: музыкальной, технической и выразительной, и всем им это прекрасно удалось!
Вполне справедливо будет заметить, что в настоящее время все композиторы глубоко ценят виолончель - её теплоту, искренность и глубину звучания, а её исполнительские качества давно уже покорили сердца как самих музыкантов, так и их восторженных слушателей. После скрипки и фортепиано, виолончель является, наиболее любимым инструментом, к которому обращали свои взоры композиторы, посвящая ей свои произведения, предназначенные для исполнения в концертах с сопровождением оркестра или фортепиано.