В пермском крае в 1989 г. марийцев проживало 6,6 тыс. человек, к 2002 году их численность составляла 5,6 тыс. человек.
Основу марийского населения Прикамья составляют как поздние так и ранние переселенцы. Большое число марийцев в Пермском крае проживает в деревнях Суксунского, Чернушинскго, Октябрьского района. Марийское население Прикамья является составной частью Восточных марийцев. В праздничной и семейно – обрядовой жизни марийцев песенная музыкальная культура занимает одно из главных мест.
В настоящее время в нашем крае:
· проходят традиционные праздники марийцев,
· создаются коллективы народных песен марийцев в Суксунском, Октябрьском и Чернушенском районах.
· Юрий Евдокимов наш земляк из Суксунского района - член Союза композиторов, заслуженный работник культуры и создатель гимна республики Мари Эл один из таких энтузиастов.
Это дает нам право говорить о том, что
Марийская музыкально-песенная культура находится на стадии возрождения в Пермском крае.
Тезисы
Тема моего исследования
: «Марийская музыкально-песенная культура».
Актуальность исследования:
заключается в том, что Марийцы один из старейших этносов Пермского края. У нас в колледже постоянно изучаются народы Пермского края, поэтому нахождение и пополнении песенным репертуаром марийцев курсовых ансамблей Пермского краевого колледжа искусства и культуры сегодня очень актуально.
Проблема исследования:
Отсутствие репертуарных сборников марийских песен в Пермском крае.
Объект исследования:
Песенный материал, в котором раскрылась вся история и жизнь марийцев, обживающих новые края Пермские.
Предмет исследования:
Материалы фольклорной экспедиции студентов и преподавателя Максименко О.М. в Суксунский район Пермского края, материалы, собранные из различных музыкальных источников.
Цель исследования:
Составление методического пособия для студентов специализации народное хоровое творчество.
Гипотеза исследования:
Марийская музыкально-песенная культура находится на стадии возрождения в Пермском крае.
Задачи исследования:
· Изучить, с исторической точки зрения, заселение марийцами территории Пермского края.
· Найти народный музыкальный материал марийцев и проанализировать его.
· Познакомиться с композиторами России по национальности- Марийцами.
· Обработать собранный материал.
Методы исследования:
смешанные (теоретические и практические).
В курсовой работе я рассматривала тему «Марийская музыкально-песенная культура» в двух направлениях:
1. Народные песни марийцев:
o Найденные в музыкальных изданиях
o Записанные в экспедиции в Суксунском районе
2. Марийские композиторы.
Основная часть марийцев проживает на территории республики Мари-Эл, а так же на территориях Приуралья и Поволжья. Крупные ареалы расселения марийского народа есть так же в Кировской, Нижегородской, Свердловской областях и в Пермском крае, а так же в Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия.
Луговые марийцы расселены на левом берегу р.Волги, а горные марийцы – на правом берегу. Третья этнографическая группа – восточные марийцы. Она сформировалась на восточнее р. Вятки. К этой группе относится марийское население Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Пермского края и Свердловской области. Прикамские марийцы лучше всех сохранили национальную культуру и быт.
В Пермском краевом колледже искусства и культуры на специализации народное хоровое творчество есть традиция ездить по всему Пермскому краю в экспедиции. В 2007 году группа студентов под руководством Максименко Ольги Михайловны отправились в экспедицию в Суксунский район. Оттуда они привезли много марийских песен, в своей курсовой работе я изучала и анализировала эти песни.
Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни. Основным жанром музыкального фольклора с далёких времён является лирическая песня. В основе своей она одноголосна и лишь в современном песенном творчестве наблюдается зарождение многоголосия.
Проанализировав песни марийцев Пермского края, я пришла к выводу, что они различны в ладовом, ритмическом отношениях, по форме, диапазону и т.д. Большинство марийских песен основано на бесполутоновой пентатонике. Для пермских песен характерно сочетание пентатоники с другими диатоническими ладами. Большинство мелодий включает квартово-квинтовые, секстовые интонации без заполнения. Характерной особенностью протяжных марийских песен являются нерегулярно-переменные метры; для плясовых мелодий обычны чёткий ритм и постоянный размер.