Венцом первого эпизода становится уменьшенный септаккорд, который вносит свежую гармоническую струю по сравнению с диатоническим рефреном.
Также выразительна новая фактура, которую Бетховен привносит здесь впервые – это широкие расходящиеся волны-мелодии партии фортепиано и скрипки, которые раздвигают рамки звукового пространства, а также осуществляют тональное движение: h-moll, a-moll, e-moll. Ниже приведено лишь одно из звеньев:
Многочисленные межтактовые синкопы тоже привносят свой колорит звучания:
Но самыми яркими тактами в этом эпизоде, можно сказать, в этой сонате являются – такты проникновенного и лаконичного речитатива, который проходит в обеих партиях, который также отсылает нас к знаменитому речитативу фортепианной сонаты ор.31 №2:
Этот выразительный речитатив служит переходом к рефрену. Рефрены в этой части следуют без изменений.
Второй эпизод – самый миниатюрный из всех, он отсылает нас к настроению второй части, ему присущи черты легкой токкатности.
На мой взгляд, по форме – это большой шестнадцатитактный период с расширением. Но это суждение спорное: здесь нет серединной каденции на D, что обычно является отличительной чертой периода. Здесь мы встречаем 3 каденции, модулирующие в h-moll, d-moll и a-moll. Причем модуляция в основную тональность происходит интересным образом: Бетховен начинает каденционный оборот как традиционный. Он берет тонику, S с секстой, дальше следуют альтерированная S, которая уже подразумевается как D к a-moll, а не альтерированная S к d-moll:
Sс секстой Sальт.=Dàa-moll
Третий центральный эпизод представляет собой самый большой интерес. Взглянув в ноты невольно вспоминаются средневековые хоралы и песнопения, которые позже композиторы-романтики использовали в качестве тем для вариаций:
Бетховен также написал данный эпизод как вариации на тему, представленную в нотном примере выше. Структура эпизода довольно прозрачная, но поскольку эпизод масштабный для удобства составим схему вариаций, где отражена фактура и тип каждой группы вариаций:
1 тема |
2 тема |
Вариация на 1 тему |
Вариация на 2 тему |
Последнее проведение и завершение |
16(8+8) (второе восьмитактное предложение – вариация на мелодию) |
16(8+8) (второе восьмитактное предложение – вариация на мелодию) |
16(8+8) |
16(8+8) |
26(4+4+18) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|