Мы видим, насколько сильна и важна для Бетховена концепция и идейный замысел данной сонаты, для воплощения которого создание такого контрастного образа во II части, было просто необходимо: если присмотреться к Andante Scherzoso еще внимательней, то мы не найдем здесь созвучий, сложнее обычного септаккорда, кадансы здесь подчеркнуто прозрачны и ясны, паузы в темах придают им изысканную простоту и изящество.
II часть служит интермедией, «отдыхом» между драматической I частью и мятежным финалом, о котором сейчас и пойдет речь.
Финал традиционно написан в форме Рондо-сонаты. Структура этой части сложно-составная, поэтому, для удобства я сразу представлю таблицу-схему части:
Рефрен (Р) |
Эпизод (Э) 1 |
Р |
Э 2 |
Р |
Э 3 |
Р |
Э 4 |
Р и завершение |
a-moll |
C-dur |
a-moll |
A-dur |
a-moll |
F-dur |
a-moll |
a-moll | |
1-20 т. (8+12) |
21-53т. |
54-73т. |
74-93т. |
94-113т. |
114-203т. |
204-223т. |
224-303т. |
303-332т. |
Малый 8-тактный период с расширением |
Модель и повторе-ние |
«=» |
16-тактный период с дополнением |
«=» |
«=» |
На мой взгляд, в рефрене Rondo 1 метрический такт равен двум графическим, на это также наталкивает и размер части – Alla brave. Но в некоторых эпизодах 1 метрический так равен 1 графическому, поэтому во избежание путаницы, я буду исчислять графические такты (в таблице также представлен подсчет графических тактов).
Рефрен представляет собой очень выразительную тему, в ней сочетаются противоречивые черты: эпически-повествовательные, лирические, с налетом на драматической беспокойности и суеты. Тема в первом предложении проводится у фортепиано, его голоса сначала двигаются противоположно, потом строго параллельно – эта четкая условность тоже создает определенный эффект звучности. А на фоне темы звучит D педаль у скрипки – всё это в сочетании передает необычайное состояние волнения и в то же время отстранения:
Когда тема вступает у скрипки, в аккомпанементе появляются мелкие фигурации в среднем голосе, поддерживаемые лаконичным басом – это подсознательно ускоряет движение, хотя темп остается прежний.
В дополнении происходит усиление и расширение динамического пространства за счет crescendo и октавных удвоений. Рефрен заканчивается на f, что создает более яркий контраст с последующим первым эпизодом на p.
Я думаю, что невозможно четко определить форму первого эпизода. Здесь используется структура, какой обычно пользуются композиторы в разработках и других частях, где происходит какое-либо развитие музыкального материала. Но это совсем не означает, что эпизод лишен яркой отличительной темы или мотива тем более, что тема первого эпизода является также и темой побочной партии финала. В нижеследующем нотном примере отображено только начало темы: