Аккорды
Аккорд - это три и больше звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.
Названия ступеней аккорда зависят от того на какой интервал они отстоят от примы (нижнего звука аккорда): прима, терция, квинта, септима, нона.
Обращение аккорда - это перемещение нижнего звука на другие аккордовые звуки и добавление остальных звуков в верхних голосах (проще - изменение порядка звуков в аккорде).
Трезвучие (5/3) - это аккорд из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Виды трезвучий зависят от вида терций их составляющих. Поскольку терции бывают двух видов (большая и маленькая), то трезвучий из них можно составить всего четыре:
Обращения трезвучия:
Секстаккорд - 6 (терцовый тон в басу) = терция + кварта
Квартсекстаккорд - 6/4 (квинтовый тон в басу) = кварта + терция
Септаккорд (7) - это аккорд из четырех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Виды септаккордов зависят от вида трезвучия и вида септимы их составляющих.
Поскольку видов трезвучий всего четыре, а видов септим три (большая, малая и уменьшенная), то септаккордов можно построить 12. Из них самых употребимых всего 5:
Обращения септаккорда:
Квинтсекстаккорд - 6/5 (терцовый тон в басу) = трезвучие + секунда
Терцквартаккорд - 3/4 (квинтовый тон в басу) = терция + секунда + терция
Секундаккорд - 2 (септима в басу) = секунда + трезвучие
Самые распостраненные септаккорды:
Доминантсептаккорд - это малый мажорный септаккорд расположенный на пятой ступени (доминанте) мажора натурального и минора гармонического. Интервальный состав: мажорное трезвучие + малая терция.
Разрешение доминантсептаккорда и его обращений:
Уменьшенный (вводный) септаккорд (малый уменьшенный в мажоре и уменьшенный в мажоре и миноре гармонических):
Септаккорд II ступени (малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в миноре и мажоре гармоническом)
И уменьшенный вводный септаккорд и септаккорд II ступени разрешаются в тонику с удвоением терцового тона (для того, чтобы избежать параллельных квинт)
Построение аккордов в тональности
Аккорды в тональности должны состоять только из тех ступеней, которые есть в данной тональности. Следует учитывать, что кроме натурального лада, используется также и гармонический, благодаря которому ступеней получается не 7, а 8.
Правило основных ступеней (T-S-D): трезвучия основных ступеней соответствуют основному ладу, то есть в мажоре - они мажорные, а в миноре - минорные. Исключения: в миноре принято чаще использовать мажорную D (из гармонического минора), чем натуральную, также иногда в мажоре гармоническом может возникать минорная S.
Правило побочных ступеней (II, III, VI, VII): трезвучия побочных ступеней не соответствуют основному ладу, то есть в мажоре они будут - минорные (+ одно уменьшенное), а в миноре - мажорные (+ одно уменьшенное).
Рассмотрим, какие аккорды могут встречаться в мажоре и миноре на примере тональностей До-мажор и до-минор.
До-мажор:
Для начала нужно построить гаммы До-мажора натурального и До-мажора гармонического:
Они отличаются только одной ступенью - VI. Поэтому все аккорды, в которых будет встречаться VI ступень - будут иметь два варианта: натуральный и гармонический.
Трезвучия:
Овалом обозначены те ступени, на которых строится два варианта аккордов (в натуральном и гармоническом ладу), аккорды остальных ступеней дублируются.